Несущийся со скоростью 130 км в час Mors-Dauphine Фернана Габриэля и всего в нескольких метрах от него беседующие дамы - такова была атмосфера гонок Париж - Мадрид (Бордо) 1903 года. - Фото из книги Лоуренса Помероя The Grand Prix Cars.

История Формулы 1

Как все начиналось

Предыстория чемпионатов Формулы 1

    К моменту начала проведения современных чемпионатов мира (Grand Prix World Championship) история автоспорта насчитывала уже более полувека. За это время появившаяся в конце прошлого века спортивная дисциплина достигла высокого уровня развития. Была создана и успешно функционировала международная организация - Международная ассоциация признанных автоклубов AIACR (преобразованная в 1946 году в Международную автомобильную федерацию FIA), объединявшая автоклубы многих стран мира и координирующая их деятельность. Началось регулярное проведение соревнований на Большие Призы национальных автоклубов, отвечающих единому международному регламенту (гоночной формуле) Grand Prix, который разрабатывался AIACR. Болиды(так в начале века стали называть гоночные машины французские журналисты, любившие щеголять пышными фразами и эпитетами) формулы Grand Prix, ставшей одной из самых престижных в мире автоспорта дисциплиной, превратились в мощные и высокоскоростные аппараты, на которых проводилось опробование новинок, применяемых затем на серийных автомобилях. Занять место в кокпитах этих машин стремились практически все автоспортсмены и, в результате жесткой конкуренции, пилотами Больших Призов становились лучшие в мире водители. И, наконец, к 1950 году Международная федерация имела опыт проведения уже по крайней мере трех первенств, бывших прообразом Grand Prix World Championship, среди которых надо назвать серию состязаний на Международный кубок 1900-1905 гг. (более известных, как гонки на Приз Гордон-Беннетта), чемпионаты мира для производителей гоночных автомобилей, организованные в 1925-1927 г.г., и чемпионаты Европы 1931-1939 гг. В немалой степени при организации современных чемпионатов мира помог и опыт Американской автомобильной ассоциации ААА, регулярно, начиная с 1916 года, проводившей чемпионаты США, в зачет которых еще до второй мировой войны входило до двух десятков этапов в год.

                                                                         

   Таким образом, для успешного проведения чемпионатов мира за полвека были созданы все предпосылки - как технические, так и организационные. В этом разделе мы напомним основные моменты из истории автоспорта до 1950 года и, в первую очередь,- соревнований класса Grand Prix, из которого и появилась Формула-I. Для начала назовем призеров трех, упомянутых выше первенств.

Фактический победитель первых в мире официальных автомобильных  с остязаний Concours de Voitures маркиз Альбер де Дион на 20-сильном паровике De Dion-Bouton-Trepardoux (Париж - Руан, 1894 год).

 

Рождение автоспорта
1894 - 1898

    Уже сегодня нет единого мнения о дате рождения автомобильного спорта, но тем не менее официальным днем рождения нового вида состязаний все же считается 22 июня 1894 года, когда по инициативе главного редактора парижской газеты "La Petite Journal" Пьера Жиффара на трассе длиной 124 км между Парижем и Руаном был проведен Concours de Voitures. Эти соревнования задумывались как пробег, должный продемонстрировать возможности нового вида транспорта - участникам предстояло пройти на своих самодвижущихся экипажах заданный маршрут не более чем за 12 часов. На старт после отборочных "заездов" вышел 21 автомобиль - 14 с бензиновыми и 7 с паровыми двигателями. На удивление многим до Руана удалось добраться 17 машинам. Наибольшую скорость прохождения дистанции - более 22 км в час - показал маркиз Альбер Де Дион на 20-сильном паромобиле марки De Dion-Bouton-Trepardoux. Однако первый приз "по совокупности качеств, отвечающих критериям самого простого и надежного автомобиля" по решению жюри, составленного из организаторов пробега и его участников, был разделен между двумя бензиновыми машинами марок Peugeot и Panhard-Levassor.

   В мае следующего года итальянцы последовали примеру соседей и провели свои, подобные Concours de Voitures, автомобильные соревнования по маршруту Турин-Асти-Турин. Первые "настоящие" гонки, в которых решающим фактором для определения победителя являлась максимальная скорость его экипажа, состоялись 11-13 июня 1895 года по маршруту Париж - Бордо - Париж длиной около 1200 км. Из 46 участников, принявших старт в этих состязаниях, 29 отдали предпочтение бензиновым двигателям, 15 - паровым и только 2 - электрическим. Лучшим из них стал Эмиль Левассор, прошедший без сменщика (!) на своем 2-местном Panhard-Levassor всю дистанцию за 48 часов 47 минут (средняя скорость - 24, 4 км в час). Но по условиям соревнований победа присуждалась самому быстрому экипажу, имевшему не менее 4-х мест, и Левассор был вынужден довольствоваться лишь вторым призом.

Эмиль Левассор за штурвалом своего Pam-Pam на трассе первых "настоящих" гонок по маршруту Париж - Бордо - Париж 1895 года.

   Двадцать восьмого ноября 1895 года состоялись первые автомобильные состязания в Соединенных Штатах. Они проводились по маршруту длиной 87,5 км Чикаго -Эванстон - Чикаго и собрали 6 участников. Быстрее всех дистанцию соревнований прошел пионер американского автостроения Фрэнк Дюрайи на бензиновом автомобиле Duryea, показавший результат 10 часов 23 минуты, что соответствовало средней скорости 8,4 км в час. Гонки Чикаго-Эванстон-Чикаго, явившиеся отправной точкой в истории американского автоспорта, закончились, по мнению большинства зрителей, полным провалом, ибо не обладали и малой толикой той зрелищности, какую предлагали скачки на ипподромах или велосипедные соревнования. Практичные американцы очень скоро изобрели новый вид состязаний - гонки "безлошадных экипажей" на коротких, замкнутых трассах (в первую очередь - на ипподромах). Первые гонки такого рода состоялись 7-11 сентября 1896 года на грунтовом ипподроме в Наррагансетт-парке, имевшем дорожку длиной в 1 милю. После четырех дней отборочных заездов их победители встретились в трех финальных гонках. Неожиданно для многих победу в финале одержал электромобиль Ricker под управлением Уайтинга и владельца фирмы Райкера.

   Гонки на "овалах" очень скоро стали основным видом автомобильных состязаний в Соединенных Штатах - ведь зритель здесь получал максимум зрелищ, наблюдая борьбу гонщиков на всех этапах соревнований, а организаторы получали от проведения гонок прибыль за счет продажи билетов при входе на ипподром.

Победитель первых в Соединенных Штатах автомобильных соревнований Фрэнк Дюрайи (Чикаго - Эванстон - Чикаго, 1895) год). - Вырезка

   На европейском континенте после Франции "настоящие" гонки были проведены в Италии (35-километровые соревнования по маршруту Арона-Стреза-Арона, организованные в 1897 году и закончившиеся победой Джузеппе Кобьянчи на немецком Benz) и в России (40-верстная "гонка моторов", состоявшаяся 11 октября по старому стилю 1898 года на Волхонском шоссе под Петербургом, в которой победил Павел Беляев на трицикле Clement).

   Время проведения первых автомобильных состязаний в Германии уже сейчас трудно определить точно. По одним источникам, в 1897 году был проведен пробег самоходных экипажей (по подобию Concours de Voitures) на маршруте Берлин - Лейпциг, победу в котором одержал Фриц Хельд на автомобиле Benz. По другим (и достаточно авторитетным - таким, как первый немецкий автомобильный журнал "Der Motorwagen") - они прошли 24 мая 1898 года на трассе Берлин - Потсдам. Но зато точно известно, что первые крупные международные гонки на германской территории прошли лишь в 1901 году, когда Берлин стал конечным пунктом для стартовавших из Парижа участников автомобильных соревнований.

    1896 год с некоторой натяжкой можно считать датой рождения английского автоспорта. В те годы английские автомобилисты находились в самом худшем из всех европейских стран положении. Развитию нового вида транспорта мешал так называемый Locomotive Act, ограничивающий максимальную скорость движения самодвижущихся повозок по дорогам четырьмя милями в час, а в городах - двумя. Только 15 августа 1896 года парламент наконец принял поправку к Locomotive Act, которая разрешила машинам перемещаться по дорогам со скоростью 14 миль в час, а в городах - 12 миль в час. В честь этого события 14 ноября был организован пробег по маршруту Лондон - Брайтон протяженностью 52 мили. Эта демонстрация самодвижущихся экипажей, вошедшая в историю под названием Emancipation Day Run, собрала 30 участников, которые после выезда из Лондона устроили стихийную гонку. Первым в Брайтоне был француз Леон Болле на бензиновой трехколеске собственной конструкции (средняя скорость - 24 км в час). Но и после этого мероприятия жизнь английских автомобилистов не стала слаще и им пришлось искать другие виды состязаний - горные гонки и триалы, устраиваемые на частных территориях, на которых не распространялось действие Locomotive Act. По этой причине именно в Англии в 1907 году вступило в строй первое в мире специальное сооружение для проведения авто- и мотогонок - автодром Бруклендс.

   Таким образом, к концу прошлого столетия автоспорт, хотя и не без проблем, получил право на существование уже на двух континентах. Без сомнения, эпохальным событием конца 1895 года стало создание двух первых в мире автомобильных клубов: 1 декабря - American Automobil League (с 1902 года - American Automobil Association), а еще через 12 дней - Автомобильного клуба Франции (Automobile Club de France). Вслед за американцами и французами стали объединяться автомобилисты других стран, и к 1902 году на земном шаре уже насчитывалось 112 национальных и региональных автомобильных клубов. Но именно Автомобильному клубу Франции (сокращенно - АКФ) суждено было сыграть видную роль в развитии не только французского, но и мирового автоспорта. Гонки между городами (1896 - 1903)

   Благодаря "руководящей и направляющей роли" АКФ, количество крупных (а в Европе это, в большинстве своем, были гонки между городами) международных соревнований, проводимых в конце XIX века и имевших, как правило, отправным пунктом Париж, множилось с каждым годом - одно в 1896 году, 4 - в следующем, затем 7, 21, 30... До 1899 года технические характеристики машин, участвующих в состязаниях, а также правила ведения ими борьбы на дистанции совершенно не регламентировались. Водителям, например, предоставлялась полная свобода в способах ремонта своего экипажа в ходе гонок - вплоть до буксировки неисправного автомобиля до ближайшей мастерской. Только стартовую и финишную линии (как всей гонки, так и этапов) машина должна была пересекать с работающим мотором и своим ходом.

Победитель гонок Париж - Вена 1902 года Марсель Рено со своей voiture legere.

   Деления автомобилей на классы как такового не было. Обычно участники разбивались на 3 категории (по количеству мест в их экипажах) - мотоциклы и трициклы, двухместные легкие автомобили, 4- и более местные тяжелые машины.

    В 1899 году АКФ установил первую в мире гоночную формулу (называемую тогда классификацией), в основу которой была положена максимальная масса машины. Эта классификация, примененная в гонках Париж - Тулуза - Париж и Tour de France, делила всех участников на две категории - автомобили массой до 400 кг и автомобили массой более 400 кг.

Главная

Рекорды

История F1

Победители International Cup 1900-1905 гг.

14.06.1900

Фернан Шаррон

Франция

Panhard

29.05.1901

Леон Жирардо

Франция

Panhard

26.06.1902

Селуин Эдж

Англия

Napier

02.07.1903

Камилло Иенатци

Бельгия

Mercedes

17.06.1904

Леон Тери

Франция

Richard-Brasier

05.07.1905

Леон Тери

Франция

Richard-Brasier

Чемпионы мира 1925-1927 гг.

1925 год

Alfa-Romeo
В неофициальном личном зачете чемпионом мира стал граф Гастон Брилли-Пери (Италия)

1926 год

Bugatti
Жюль Гу (Франция)

1927 год.

Delage
Робер Бенуа (Франция)

Чемпионы Европы 1931-1939 гг.

1931 год

Bugatti - 51
Акилле Варци (Италия)

1932 год

Alfa-Romeo P3/Monza
Тацио Нуволари (Италия)

1933 год

Alfa-Romeo P3/Maserati 8CM
Тацио Нуволари (Италия)

1934 год

Auto-Union A
Ганс Штук (Германия)

1935 год

Mercedes-Benz W25
Рудольф Караччиола (Германия)

1936 год

Auto-Union C
Берндт Роземайер (Германия)

1937 год

Mercedes-Benz W125
Рудольф Караччиола (Германия)

1938 год

Mercedes-Benz W154
Рудольф Караччиола (Германия)

1939 год

Mercedes-Benz W163
Германн Ланг (Германия)

Используются технологии uCoz