История Формулы 1

Женщины в формуле 1

За 60-летнюю историю Королевских гонок всего пятерым женщинам посчастливилось выйти на старт Гран-при.

Это Мария Тереза де Филиппис, Лелла Ломбарди, Дивина Галика, Дезире Уилсон, Джованна Амати.

    Кстати, легенда Королевских гонок Михаэль Шумахер не против слабого пола в этом виде автогонок. "Женщина может участвовать в Формуле-1. Обычно говорят о физических слабостях женщин, но это неправильно. Посмотрите, сколько в других видах спорта крепких спортсменок, которые определенно сильнее многих из нас. Почему же они не смогут справиться с болидом?"

МАРИЯ ТЕРЕЗА ДЕ ФИЛИППИС (ИТАЛИЯ)

    Первой женщиной, которая покорила Королевские гонки, стала аристократка из Неаполя Мария Тереза де Филиппис. В их семье автомобиль был не роскошью, посему с малых лет Мария Тереза крутила баранку. Но к гонкам пристрастилась, лишь поспорив с братьями, что сможет составить на трассе достойную конкуренцию мужчинам. Пари девушка выиграла, в 28 лет став вице-чемпионом итальянского первенства по кольцевым гонкам. После чего ее пригласили в команду "Мазерати". И в 1958-м Мария Тереза добралась до Формулы-1. Место для дебюта аристократка выбрала соответствующее — княжество Монако. Правда, на здешних узких улицах было не просто гоняться и очень опытным гонщикам. В результате де Филиппис не прошла квалификацию. Но локальную победу все-таки одержала. Итальянка опередила... нынешнего главу Формулы-1 Берни Экклстоуна, который тогда гонялся за команду "Экклстоун".

    В том же году де Филиппис еще трижды выходила старт Гран-при. И в Бельгии даже смогла финишировать — десятой. В 1959-м Мария Тереза снова решила попробовать себя в Монако — и снова не прошла квалификацию. Этот этап стал последнем в карьере итальянки. После того как погиб ее друг, гонщик Жан Бера, де Филиппис ушла из гонок. А в 2002-м 76-летняя Мария Тереза вспомнила формулическую молодость и с ветерком прокатилась на своем
Maserati 250F (на фото).

ЛЕЛЛА ЛОМБАРДИ (ИТАЛИЯ)

    Второй за руль формулического болида села тоже итальянка — Лелла Ломбарди. В школьные годы Лелла занималась гандболом. В одном из матчей соперница что есть силы ударила ее кулаком — и сломала нос. Вся в крови, не зная о серьезности травмы, Лелла пошла на автобусную остановку, чтобы поехать домой. Вдруг возле нее остановился автомобиль из которого вышла девушка и предложила свою помощь: "Давай я отвезу тебя в больницу". "Непрерывно нажимая на клаксон, мы гнали, как сумасшедшие, зигзагами между автомобилями, по тротуарам, трамвайным путям. Я напрочь забыла все свои неприятности, настолько была ошеломлена скоростью", — вспоминала потом Ломбарди. Так она влюбилась в автогонки.

    В Ф-1 Лелла дебютировала в 1974-м — не прошла квалификацию в Британии. Но сразу установила рекорд. Ломбарди выступала под 208-м номером — самым большим в истории Королевских гонок. Это была частота радиостанции, которая спонсировала девушку.

    Через год Ломбарди выступила на 12-ти этапах, и лишь раз, в Монако, не смогла пройти квалификацию. А в Испании и вовсе вписала свое имя в историю Ф-1. Болид Рольфа Штомеллена вылетел с трассы на трибуны и убил пять зрителей. Гонку тут же остановили. В этот момент Ломбарди ехала на шестой позиции — за что получила в общий зачет пол-очка. Больше баллов Лелла не набирала. Но до сих пор она является единственной женщиной, сумевшей заработать очки в Ф-1. В 1992 году Ломбарди умерла от рака.

ДИВИНА ГАЛИКА (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)

    Подобно Ломбарди, своим номером запомнилась любителям Формулы-1 британка Дивина Галика. Она не побоялась нарисовать на болиде "13"! Дебютировала в 1976-м на ГП Великобритании. Тот этап остается единственным в истории Ф-1, в котором приняли участие сразу две женщины. Причем дебютантка Галика опередила более опытную Ломбарди, но ни та ни другая на старт гонки все равно не попали.

    Интересно, что в автогонки Дивина пришла... из горнолыжного спорта! Галика участвовала в Олимпийских играх 1964, 1968 и 1972 годов. Дважды поднималась на подиумы этапов Кубка мира и даже установила в этой дисциплине рекорд скорости (201 км/ч). А затем решила гоняться на скорость в автомобилях. Предприняла три попытки пройти квалификацию Ф-1... Впоследствии британка выступала в самых разнообразных автогонках. А на Олимпиаде-1992 48-летняя Галика вновь вышла на старт — в гигантском слаломе заняла 19-е место.

ДЕЗИРЕ УИЛСОН (ЮАР)

    Cамые большие надежды сторонники представительниц слабого пола в Королевских гонках возлагали на южноафриканку Дезире Уилсон. Она дала повод — в 1980 году, когда выиграла гонку британского чемпионата среди машин класса Ф-1. В том же сезоне Дезире отметилась ещe двумя подиумами в этих гонках. И дебютировала в Формуле-1. Однако пройти квалификацию на ГП Великобритании Уилсон не удалось. Брать ее в команду никто не хотел, а найти спонсора, который оплатил бы ее участие в Формуле-1, Уилсон не удалось. Она вынуждена была перебраться в Америку, где продолжила карьеру в других сериях.

ДЖОВАННА АМАТИ (ИТАЛИЯ)

     Последней женщиной в Формуле-1 была итальянка Джованна Амати. В гонки девушка влюбилась в 15-летнем возрасте, когда втайне от родителей купила себе мотоцикл. А уже через четыре года начала профессионально заниматься автоспортом, одержав несколько побед в итальянской Формуле-3.

     В 1992-м перед самым стартом чемпионата Ф-1 бедствующий "Брэбхэм" предложил Джованне контракт. Естественно, что это была пиар-акция, дабы привлечь спонсоров. "Мне казалось, что, попав в Формулу-1, я буду кричать от радости и закачу пир для всех своих друзей. Но после того как мы подписали сделку, секунд 30 я танцевала, пока никто не видел, а потом успокоилась. Да и увидев свой болид, подумала: ничего особенного, просто машина, — вспоминала потом Амати. — Единственная проблема для меня в Формуле-1 — это внимание прессы. Журналисты ожидали, что увидят гламурную девушку. Но я женщина — возле трека, а на треке — гонщик! Хотя на самом деле я думала, что отношение ко мне в Формуле-1 будет хуже. Появится много сплетен..." Сплетни были, но уже чуть позже. Злые языки приписывали романы Амати с тогдашним главой "Бенеттона" Флавио Бриаторе, а также трехкратным чемпионом мира Ники Лаудой.

     Что касается соревновательной части, то участие Амати в Ф-1 ограничилось лишь квалификацией. Она трижды — в ЮАР, Мексике и Бразилии — пыталась пробиться на старт гонки, но безуспешно. Запомнилась для нее гонка в Мексике, когда Амати долгое время держала за спиной Найджела Менсэлла (выигравшего в том году чемпионат). "Он атаковал меня, но я долгое время не уступала. Найджел думал, что я испугаюсь и пропущу его. Но я никого не боюсь".

    После Формулы-1 Амати выступала еще почти десять лет в различных кузовных соревнованиях.

Главная

Рекорды

История F1

Используются технологии uCoz