История Формулы 1

Большие призы

Большой Приз Австралии
(Australian Grand Prix)

Первые гонки на Большой Приз Австралии состоялись в 1928 году на трассе Филлип Айленд для автомобилей различных классов с гандикапом. Победителем состязаний стал капитан Артур Вэйт, выступавший на маленьком, 750-кубовом Austin Seven. Соревнования на Большой Приз Австралии для машин Формулы-I были проведены впервые в 1980 году совместно с гонками автомобилей F5000 на трассе Кэльдер. Победу в них одержал Алан Джонс на Williams FW07-Ford.

В зачет чемпионатов мира Большой Приз Австралии был включен в 1985 году. До 1995 года (включительно) состязания на Большой Приз Австралии проводились на трассе Аделаида, с 1996 года - на трассе в Мельбурне, на территории Альберт-парка.

1.1. Adelaide Grand Prix Circuit

Трасса расположена на восточной окраине Аделаиды, на территории Виктории-парка. Впервые розыгрыш этапа чемпионата мира в Аделаиде состоялся в 1985 году.

Трасса, частично проходящая по улицам города, состоит в плане из длинных прямых участков - таких как Dequetteville Terrace (или Brabham Straight) и Wakefield - чередующихся с медленными, 90- и 120-градусными поворотами. По мнению большинства пилотов, чтобы победить в Аделаиде, надо иметь автомобиль с исключительными по надежности тормозами

http://www.f-1.ru/history/gif/f1_2.gif

Длина круга - 3780 метров.

Рекорд трассы - 1:15,381 = 180,52 км в час (Дэймон Хилл на Williams- FW 15C-Renault, 1993 год).

Максимальная средняя скорость, показанная победителем соревнований - 173,02 км в час (Айртон Сенна на McLaren MP4/8-Ford, 1993 год).

1.2. Melbourne Grand Prix Circuit

http://www.f-1.ru/history/gif/f1_3.gif

Трасса, расположенная в юго-восточной части Мельбурна, на территории Альберт-парка, впервые стала местом розыгрыша Большого Приза Австралии в 1953 году для машин "Formula Libre" (победитель - Дуг Уайтфорд на Lago-Talbot T26C). В 1994-1995 гг., после утверждения Мельбурна местом проведения этапа чемпионата мира 1996 года, трасса в Альберт-парке, несмотря на бурные протесты "зеленых", была коренным образом реконструирована. Она имеет 16 поворотов, носящих порядковые номера. Трибуны болельщиков, расположенные между поворотами, названы именами гонщиков - чемпионов мира и двух австралийцев, которых мы упоминали выше - Артура Вэйта и Дуга Уайтфорда. Трасса - "быстроходная", средние скорости победителей превышают здесь 200-километровую отметку.

Длина круга:
в
1996 - 1997 гг. - 5269 м,
в
1998 г. - 5301 м.

Рекорд трассы - 1:30,585 = 210,71 км в час (Хайнц-Харальд Френтцен на Williams FW19-Renault, 1997 год).

Максимальная средняя скорость, показанная победителем соревнований, - 203,93 км в час (Дэвид Култхард на McLaren MP4/12-Mercedes, 1997 год).

Большой Приз Австрии
(Grosser Preis von Osterreich)

Первые гонки на Большой Приз Австрии состоялись в 1963 году на трассе Зелтвег для автомобилей Формулы-I. Победителем этих состязаний, не входивших в зачет чемпионата мира, стал Джек Брэбхем на Brabham BT3-Climax. В следующем году Большой Приз Австрии вошел в число этапов Grand Prix World Championship. Однако трасса Зелтвег, на которой проводились эти соревнования, не получила симпатий ни пилотов, ни зрителей и уже в следующем году австрийский Grosser Preis исчез из календаря чемпионатов мира - как оказалось, на 6 лет. В течение этого времени в непосредственной близости от "непопулярного" Zeltweg была построена абсолютно новая трасса, названная "Австрийским кольцом" (Osterreichring).

В 1970 - 1987 гг. на этом кольце проводились соревнования на Большой Приз Австрии, являвшиеся зачетными гонками мирового первенства. После признания в 1987 году Эстеррайхринга опасной трассой австрийский этап вновь был вычеркнут из списка мест проведения состязаний Grand Prix World Championship.

В 1997 году после коренной реконструкции "Австрийского кольца" Grosser Preis von Osterreich в третий раз появился в качестве одного из этапов чемпионата мира. Новая трасса поначалу фигурировала под "нейтральным" названием A1-Ring, но затем получила "старо-новое" название Зелтвег.

2.1. Osterreichring

"Австрийское кольцо" было построено рядом с Зелтвегом и начало эксплуатироваться в 1969 году (гонки на Большой Приз, входившие в зачет чемпионата мира среди спортивных машин). Годом позже на нем было возобновлено проведение австрийского этапа чемпионата мира на автомобилях Формулы-I. Трасса сразу зарекомендовала себя, как весьма быстроходная - редко случалось, чтобы средняя скорость победителя опускалась ниже отметки 200 км в час. После гибели в 1975 году американского гонщика Марка Доноуэ первый поворот после старта (Hella Licht), в котором произошла катастрофа, был перепрофилирован, и длина круга уменьшилась на 2 метра. Еще через год тот же поворот был перестроен коренным образом - он стал Z-образным, что по замыслу организаторов должно было снизить максимальные скорости автомобилей. Но их надеждам не суждено было сбыться. В 1987 году именно на этом повороте в начале гонок произошли два завала, и организаторам пришлось давать старт 3 раза. После этого "Австрийское кольцо" было признано опасным для проведения гонок автомобилей Формулы-I, и Большой Приз Австрии на 9 лет вновь исчез из календаря чемпионатов мира.

http://www.f-1.ru/history/gif/f1_4.gif

· Длина круга: в 1969 г. -1975 гг. - 5910 м, в 1976 г. - 5908 м, в 1977-1987 гг. - 5940 м.

· Рекорд трассы - 1:28,318 = 242,13 км в час (Найджел Мэнселл на Williams FW11B-Renault, 1987 год).

Максимальная средняя скорость, показанная победителем соревнований, - 235,36 км в час (Найджел Мэнселл на Williams FW11B-Honda, 1987 год.

2.2. Zeltweg (старый)

  Трасса, устроенная на взлетных полосах бывшего военного аэродрома, расположена в 70 км на северо-запад от Граца (в 200 км юго-восточнее Зальцбурга). В плане она состояла из двух, довольно длинных прямых, соединенных с одной стороны почти круговой кривой малого радиуса (Sudenburgkurve), а с другой - петлей, напоминающей клешню краба. Трасса - простая и технически малоинтересная, что и обусловило ее малую популярность как у пилотов, так и у зрителей.

http://www.f-1.ru/history/gif/f1_5.gif

· Длина круга - 3199 м.

· Рекорд трассы - 1:10,56 = 163,20 км в час (Дэн Гарни на Brabham BT7-Climax, 1964 год).

· Максимальная средняя скорость, показанная победителем соревнований, - 159,55 км в час (Лоренцо Бандини на Ferrari 158, 1964 год).

2.3. Zeltweg (новый)

 Новый Зелтвег стал местом проведения этапа чемпионата мира в 1997 году. Практически это "Австрийское кольцо", выполненное в соответствии со всеми новыми веяниями в области обеспечения безопасности участников состязаний. На строительство новой трассы было затрачено 300 миллионов австрийских шиллингов (32 миллиона долларов), большую часть которых "спонсировала" австрийская фирма мобильных телефонов "А1". В честь главного мецената новое кольцо было названо А1-Ring, но в австрийской и немецкой литературе оно продолжает фигурировать под названием Zeltweg. Конфигурация трассы в плане весьма сходна с очертаниями "Австрийского кольца", правда, теперь прямые стали короче, а радиусы поворотов меньше. Тем не менее новый Зелтвег сохранил репутацию "быстроходного кольца".

http://www.f-1.ru/history/gif/f1_6.gif

· Длина круга: в 1997 г. - 4330 м, в 1998 г. - 4323 м.

Максимальная средняя скорость, показанная победителем соревнований, - 210,23 км в час (Жак Вильнев на Williams FW 19-Renault, 1997 год).

Большой Приз Англии
(British Grand Prix)

Первые гонки на Большой Приз Англии были проведены в 1926 году на автодроме Бруклендс. После второй мировой войны на аэродроме Сильверстоун, переданном Королевскому автоклубу военно-воздушными силами, была создана трасса для проведения соревнований класса Grand Prix, первые из которых состоялись 2 октября 1948 года. 13 мая 1950 года Сильверстоун стал местом рождения Grand Prix World Championship. С тех пор британский Большой Приз регулярно, из года в год, входит в зачет чемпионатов мира.

За эти годы British Grand Prix помимо трассы Сильверстоун разыгрывался в Эйнтри и в Брэндс-Хэтче.

Во второй половине тридцатых годов на кольце, построенном в парке поместья Донингтон (графство Лестершир), проводились гонки Donington Grand Prix, собравшие в 1937 - 1938 гг. элиту европейского автоспорта и по этой причине приравненные историками к британскому Большому Призу. В 1977 году трасса благодаря инициативе коллекционера гоночных болидов Тома Уиткрофта была "реанимирована" и в 1993 году на ней прошел этап чемпионата мира на машинах Формулы-I, носивший название Большой Приз Европы.

4.1. Aintree

Трасса была открыта для автомобильных гонок в 1954 году. Она была создана на основе ипподрома, на котором с 1839 года проводился традиционный ливерпульский стипль-чез, что и отразилось на характере кольца - оно относилось к разряду "медленных", где средние скорости победителей не превышали отметки 150 км в час. Эйнтри использовался для автомобильных состязаний до 1964 года, после чего трасса вновь была переоборудована под "экологически чистый вид гонок" - лошадиные скачки (которые не в пример соревнованиям "механических лошадей" собирают значительно больше болельщиков).

http://www.f-1.ru/history/gif/f1_7.gif

· Длина круга - 3,000 мили (4827 м).

· Рекорд трассы - 1:55,0 = 151,11 км в час (Джим Кларк на Lotus 25-Climax, 1962 год).

Максимальная средняя скорость, показанная победителем соревнований, - 148,43 км в час (Джим Кларк на Lotus 25-Climax, 1962 год)

4.2. Brands-Hatch

Трасса, расположенная в 20 милях юго-восточнее Лондона, была открыта для автомобильных соревнований 16 апреля 1950 года. Открытие кольца ознаменовалось гонками машин самого массового тогда класса - Формулы 3, использовавших мотоциклетные двигатели рабочим объемом до 500 куб.см. Проведение этапов чемпионатов мира началось в 1964 году, и с этого времени Брэндс-Хэтч 12 раз, чередуясь с Сильверстоуном, становился местом розыгрыша английского Grand Prix. Помимо этапов первенства мира на трассе проходили и другие состязания Формулы-I - Race of Champions, Challenge Trophy и Victory Race.

Брэндс-Хэтч является технически сложной, но довольно "резвой" трассой. Непросматриваемые из-за переломов профиля повороты (Paddock Hill Bend), которые нельзя преодолеть на скорости более 60 км в час; прямые, которые скорее являются кривыми большого радиуса (Bottom Stright); 180-градусные повороты переменного радиуса (уменьшающегося по ходу движения) - и все это "разбавлено" прямыми участками, допускающими движение со скоростями до 225 км в час. В 1975-76 гг. повороты Paddock Hill Bend и Bottom Stright были перестроены, но это не отразилось на средних скоростях автомобилей Формулы-I.

http://www.f-1.ru/history/gif/f1_8.gif

· Длина круга (для гонок машин Формулы-I): 1960-1975 гг. - 4264 м; 1976-1987 гг.- 4205 м; с 1988 года - 4184 м.

· Рекорд трассы для машин Формулы-I: в квалификации - 1:06,961 = 226,13 км в час (Нельсон Пике на Williams FW11-Honda, 1986 год); в гонках - 1:09,540 = 217,74 км в час (Кейо Розберг на Williams FW08-Ford, 1982 год).

· Максимальная средняя скорость, показанная победителем соревнований, - 208,78 км в час (Найджел Мэнселл на Williams FW11-Honda, 1986 год).

4.3 Donington-Park

Трасса на территории древнего, ведущего свою родословную с 1461 года, поместья Донингтон была устроена в 1931 году, и уже в том же сезоне на ней прошли мотоциклетные гонки. Автомобильные состязания начали проводиться двумя годами позже, а в 1935 году по инициативе тогдашнего управляющего трассы Фрэда Крэнера был учрежден Большой Приз Донингтона для машин класса Grand Prix. Первые два розыгрыша Больших Призов были внутренней "разборкой" британских гонщиков, но затем, в 1937-1938 гг. соревнования привлекли лучшие гоночные команды Европы, и их по праву приравнивают к состязаниям на Большой Приз Англии.

После войны трасса была заброшена, и лишь в 1977 году усилиями Тома Уиткрофта - создателя и владельца "Донингтонской коллекции одноместных гоночных автомобилей", являющейся крупнейшим собранием такого рода в мире, - кольцо было возрождено и на нем началось регулярное проведение соревнований европейского чемпионата туристских машин, болидов Формул 2, 3 и 3000, а также этапов чемпионата мира по мотогонкам. Трасса сохранила основную конфигурацию предвоенного кольца - извилистого и потому достаточно сложного и "медленного". В 1993 году мечта Уиткрофта об организации на возрожденной трассе этапа мирового первенства для машин Формулы-I сбылась - на ней состоялись гонки на Большой Приз Европы.

http://www.f-1.ru/history/gif/f1_9.gif

· Длина круга - 4023 м.

· Рекорд трассы - 1:18,029 = 185,61 км в час (Айртон Сенна на McLaren MP4/8-Ford, 1993 год).

Максимальная средняя скорость, показанная победителем соревнований, - 165,58 км в час (Айртон Сенна на McLaren MP4/8-Ford, 1993 год).

Главная

Рекорды

История F1

Используются технологии uCoz