Джим Кларк

 

 

 

 

 

   Джима Кларка называют одним из величайших автогонщиков в истории и это вовсе не преувеличение. Он был великим даже на фоне таких маститых соперников как Грэм Хилл, Джек Брэбэм, Джон Сертиз и другие. Никто не сомневается, что если бы не трагедия в 1968 году, Джим не остановился бы на двух титулах чемпиона мира.

   Сын шотландского фермера участвовал в гонках местного значения, начиная с 1956 года. "На карандаш" Колину Чепмену 22-летний гонщик попал, когда на частном "Лотосе" бился с самим Чепменом в Брэндс-Хэтче. Кларк, тем не менее, мог ускользнуть от Чепмена, так как имел предложение от знаменитой английской марки "Астон Мартин", участвующей тогда в гонках Гран При. Но в итоге Джим стал пилотом "Лотоса". До своей гибели Джим не менял команду. Он прекрасно ужился со столь сложным человеком, каким был Чепмен. "Лотос" 60-х годов невозможно представить без Кларка, равно как и самого Кларка нельзя представить вне "Лотоса".

   "Лотос" тогда только начинал свой путь к вершинам автоспорта. Вместе с командой опыта набирался и ее пилот. В 1961 году произошли два неприятных события для Джима. Он был участником инцидента в Монце, когда погиб фон Трипс и почти полтора десятка зрителей. Лишь через несколько лет итальянская полиция сняла все обвинения с пилота. На следующем этапе в США напарник Кларка - Иннес Айленд (еще один шотландец) принес первую победу заводской команде. Но Чепмен без особых сожалений расстался с Иннесом. Тот, не без оснований, считал, что босс решил сделать ставку на молодого Кларка. Два соотечественника поссорились. Их отношения оставляли желать лучшего до самого конца, о чем Айленд потом сожалел.

   После двух сезонов, Кларк стал реально бороться за титул. На этапе в Бельгии он одержал свою первую победу, стартовав с двенадцатого места. Потом были триумфы на домашнем Сильверстоуне и американском этапе. Перед этапом в ЮАР Джим все еще сохранял шансы на титул и взял поул (шестой из девяти возможных в сезоне), но утечка масла в гонке лишила его шансов на успех.   Чемпионом стал его друг и главный соперник - Грэм Хилл.

   Следующий чемпионат стал триумфом Кларка. Вначале, он, однако, не набрал очков на первом этапе в Монако, проиграв Хиллу. Стоит сказать, что за всю карьеру Кларку так и не довелось победить в Монте-Карло, зато он пятикратный победитель Спа-Франкоршам, самой нелюбимой своей трассы. Но в дальнейшем Кларк одерживает 7 побед и логично становится чемпионом. Первым чемпионом команды "Лотос".

   То было время британских спортсменов, и чемпионат-64 разыграли три представителя Туманного Альбиона - Кларк, Хилл и Сертиз. Перед последним этапом Кларк, хоть и имел 3 победы в сезоне (против двух у каждого из конкурентов), но его шансы из этого трио были наихудшими. Джим почти совершил невозможное - взяв поул на мексиканском этапе, он лидировал в гонке, но проблемы с машиной отбросили его на пятое место. Титул ушел к Сертизу.

   И снова Кларк взял реванш, одержав победы на половине этапов 1965 года. В тот же сезон он победил в 500 милях Индианаполиса. Опять же, за рулем "Лотоса". Кларк оставался верен команде, хотя имел множество поводов разорвать отношения. Творения Чепмена рано или поздно побеждали, но в погоне за секундами, надежность отодвигалась на задний план. Это приводило не только ко сходам в гонке, но и подвергало пилотов смертельному риску. Но Кларк был словно заговоренным - он не попадал в серьезные аварии, в то время как многие его коллеги по цеху гибли на автодромах.

   Возвращение трехлитровой "формулы" в 1966 не принесло быстрых побед Кларку и команде - лишь один успех в Уоткинс-Глене. На следующий год партнером Кларка становится Грэм Хилл. Чемпионский дуэт столкнулся со множеством проблем. Главная из которых заключалась в плохой надежности очередного творения Колина Чепмена. Когда техника не подводила шотландца, он побеждал, одержав четыре победы. И все же в итоговой классификации проиграл пилотам "Брэбэма".

   Следующий сезон обещал сложиться крайне удачно - проблемы с надежностью были решены, а скорость у "Лотосов" была всегда. В первый день нового 1968 года Кларк побеждает за явным преимуществом на южноафриканском Гран При. Это уже 25-я победа в его карьере. Таким образом, шотландец обошел легендарного Фанхио. Следующий этап должен был состояться лишь в середине мая.

А 7 апреля Кларк принял участие в гонке "Формулы-2". Ему было мало только Гран При, он участвовал и в младшем классе, и в гонках "Инди", и в серии "Кан-Ам". Та гонка проходила на Хоккенхаймринге, трассе, чьи быстрые и бесконечные прямые разрезают лес. Во время прохождения одной из них, Кларк вылетел с трассы и врезался в дерево - отбойников тогда не было. Упавший ствол убил Джима. Самой вероятной причиной вылета "Лотоса" с траектории считается прокол покрышки.

   Так закончилась история одного из самых выдающихся спортсменов двадцатого столетия. Смерть Кларка повергла Чепмена в глубочайшую депрессию, из которой он не скоро выбрался. На похороны Джима пришли тысячи поклонников его таланта.

Джим Кларк был очень спокойным человеком, после окончания карьеры он собирался стать фоторепортером Гран При, но трагедия не дала состояться этим планам. Во многом после смерти Кларка были приняты дополнительные меры безопасности

Главная

Рекорды

История F1

Родился:

04.03.1936

Килмани, Файфшир, Шотландия

Умер:

07.04.1968

трасса Хокенхайм, Германия

Сезонов в Ф1:

9

Лет в Ф1:

9

Гран При:

73

Старты:

72*

 

 

*не стартовал:

19

Победы:

25

подряд:

5

Подиумы:

32

подряд:

9

Поул-позиции:

33

подряд:

4

Первый ряд:

48

подряд:

9

Быстрые круги:

28

подряд:

3

Лучший финиш:

1

Лучший старт:

1

Дубли:

15

Хет-трики:

11

Лидирование старт/финиш:

13

Большие шлемы:

8

Круги:

3927

лидирования:

1943

Километры:

21281.06

лидирования:

10126.33

Очки:

274

за один сезон:

73

 

 

подряд:

12

Год

Команда

Шасси

1960

Team Lotus

Lotus 18

Lotus 18

1961

Team Lotus

Lotus 21

Lotus 21

1962

Team Lotus

Lotus 24

 

 

Lotus 25

Lotus 25

1963

Team Lotus

Lotus 24

 

 

Lotus 25

Lotus 25

1964

Team Lotus

Lotus 25

Lotus 25

 

 

Lotus 33

Lotus 33

1965

Team Lotus

Lotus 25

Lotus 25

 

 

Lotus 33

Lotus 33

1966

Team Lotus

Lotus 33

Lotus 33

 

 

Lotus 43

Lotus 43

1967

Team Lotus

Lotus 33

Lotus 33

 

 

Lotus 43

Lotus 43

 

 

Lotus 49

Lotus 49

1968

Team Lotus

Lotus 49

Lotus 49

Используются технологии uCoz