Джек Брэбэм |
|
Своим характером Джек Брэбэм являл олицетворение профессионального спортсмена. Жесткий, амбициозный, внимательный к мелочам, он отличался от тех, кто участвовал в гонках ради гонок - Мосса, Кларка, МакЛарена и был ближе к современной эпохе. Австралиец прожил в "Формуле-1" долгую и очень успешную жизнь, проявив себя не только в роли пилота, но и удачного менеджера команды. Потомок английского эмигранта не сразу влюбился в автогонки. Вначале он хотел стать летчиком и пошел в армию. Но юный (18 лет) австралиец оказался не пилотом военного самолета, а механиком. Это, как и возня в гараже с машинами отца, в дальнейшем помогло Джеку. После демобилизации и нескольких лет увлечения мотогонками, Брэбэм сел за руль автомобиля. Он собирался выступать на национальном уровне и обзавелся спонсорской поддержкой (в 1954 году!), но организаторы не приняли коммерческого новаторства, и Брэбэм вынужден был отказаться от этой затеи. Вскоре Джек перебирается в Англию и участвует в своем первом Гран При - Великобритании-55 за рулем "Купера". Дебют нельзя назвать слишком уж удачным. Квалифицировавшись 25-м, в гонке Джек сошел из-за механической неисправности. Год спустя он снова принимает участие в британском Гран При. И снова не слишком успешно. Гораздо важнее, впрочем, то, что австралиец стал пилотом команды "Купер". Как Брэбэму был нужен хороший автомобиль, так и Чарльзу и Джону Куперам нужен был хороший пилот, способный доводить их автомобили до финиша. Машины "Купер" завоевали славу не благодаря скорости или новейшим техническим новшествам. Залогом их побед были простота и надежность. Принцип, вкупе с двигателем, расположенным позади гонщика, доведенный до полного совершенства Колином Чепменом. Уже в 1958 году "Куперы" громко заявили о себе. За рулем частного "Купера" Роба Уокера Стирлинг Мосс выигрывает первую гонку для "гаражной" команды отца и сына. Сам Брэбэм набирает лишь три очка (первые в своей карьере), но уже в следующем сезоне никто не мог его остановить. Помимо гоночного мастерства самого Блек Джека и надежного автомобиля, многие факторы говорили за австралийца. В автокатастрофе погибает действующий чемпион - Хоторн (который и так собирался прекратить выступления в первой "формуле"), уже не было на трассах двух грозных команд 50-х - "Мерседеса" и "Мазерати". "Феррари" всегда ставили во главу угла двигатель, а не болид. И оказалось, что реальных конкурентов у пилотов "Купер-Клаймакса" просто нет. Стоит, однако, отметить, что Тони Брукс и Мосс по максимуму старались осложнить жизнь новому чемпиону. Но, одержав победы в Монако и Великобритании, Брэбэм стал пятым Чемпионом мира. Его напарник - молодой новозеландец Брюс МакЛарен - также одержал первую для себя победу и стал (на долгих 44 года) самым молодым победителем гонки "Формулы-1". Сезон 1960 года не преподнес изменений в расстановке сил. Брэбэм и МакЛарен обеспечили победный дубль в чемпионате для "Купера". Сокращение объема двигателя с 1961 года больно ударило по английским командам. Но Брэбэм не только не смог оказать сопротивления "Феррари", единственной команде, которая приветствовала изменения регламента, но проиграл также и "братьям по несчастью". Неудачи "Купера" вкупе с наполеоновскими планами самого Брэбэма привели его к мысли создать собственную команду. Это грандиозное дело он затеял вместе со своим другом Роном Торонаком. Вначале эти планы держались в тайне, так как Чарльз Купер, никогда не отличавшийся мягким характером, отреагировал бы на такой поступок своего пилота весьма специфически. Но уже в 1962-м году на автодромах появились автомобили команды "Брэбэм". Поначалу Джек использовал машины "Лотос", а дебют собственной машины пришелся на гонку в Германии. Как и дебют самого Джека в гонках, это рождение не дало много приятных эмоций. И, как и сам Брэбэм, гадкий утенок со временем вырос в белого лебедя. С 1963-го года пару пилотов "Брэбэма" составляют сам владелец команды и американец Дэн Гарни. Интересный факт: все время, что Гарни провел в команде, он, по итогам сезона, опережал своего напарника и работодателя. Первую победу команде принес именно Гарни - во Франции-64. Но время Гарни в команде - это время, когда "Брэбэм" пытался выбиться из середняков в гранды. Следует отметить еще одну начинание предприимчивого Брэбэма - он продавал свои автомобили частным гонщикам. Именно эта идея послужила причиной основания команды, а лишь потом появилась мысль создать собственную команду "Формулы-1". Гарни покинул "конюшню" австралийца перед сезоном-1966. Сезоном, в котором Черный Джек завоевал свой третий титул… Теперь напарником чемпиона был новозеландец Денни Халм. Автомобиль "Брэбэм-Репко" (двигатель также австралийский) был такой же надежной связкой, как и "Куперы" начала десятилетия. В тот год Брэбэм наголову разгромил своих соперников и стал чемпионом на машине, носящей его имя. Австралиец мог стать и четырехкратным чемпионом. Победа Халма в сезоне годом позже произошла не благодаря рыцарству Брэбэма. Первый пилот (и совершенно случайно - хозяин команды) стремился получить все технические новинки раньше кого бы то ни было. Необкатанная техника часто подводила, а Халм за свою внешность и характер, получивший прозвище Медведь, на надежной, хоть и не новой технике выиграл чемпионат. Стоит ли удивляться, что после победы в чемпионате он ушел в "МакЛарен" к своему другу и соотечественнику, также основавшему собственную команду? И снова после триумфального двухлетия, Брэбэм попал в черную полосу. В гонках дебютировал "Форд Косворт" модели DFV. Самый известный мотор в истории "Ф-1" оставил за бортом своего австралийского собрата - "Репко". Промучившись сезон, Брэбэм также взял на вооружение этот движок. И снова оказался претендентом на звание чемпиона. Если в 1969 он занял лишь девятое место, то в 1970 мог в четвертый раз стать сильнейшим пилотом на планете. И пусть никого не обманывает его пятое место по итогам года. В начале чемпионата именно Джек казался фаворитом чемпионата. Но в Монако, обидная ошибка на последнем круге, отобрала у австралийца победу. В гонке, как и через несколько месяцев в сезоне, победил Йохен Риндт. После монакской неудачи Брэбэм, казалось, потерял кураж. Тот сезон стал для 44-летнего чемпиона последним. Великий автогонщик, механик и владелец команды вошел в историю автогонок как первооткрыватель. Начиная от спонсоров (хоть та попытка и не была удачной) и заканчивая собственной командой. Он не был лишен чемпионской амбициозности, был требователен к себе и другим. И прозвище Черный Джек он получил не только за цвет волос. Команда с его именем еще дважды побеждала в чемпионатах, хотя тогда к самому Брэбэму она не имела отношения. Три сына Джека пытались пойти по стопам отца, но кузовные гонки оказались их пределом. |
Родился: |
02.04.1926 |
Хертсвилл, Сидней |
Сезонов в Ф1: |
Лет в Ф1: |
||
Гран При: |
Старты: |
126* |
|
|
|
*не стартовал: |
|
Победы: |
подряд: |
5 |
|
Подиумы: |
подряд: |
5 |
|
Поул-позиции: |
подряд: |
3 |
|
Первый ряд: |
подряд: |
9 |
|
Быстрые круги: |
подряд: |
2 |
|
Лучший финиш: |
Лучший старт: |
||
Дубли: |
Хет-трики: |
||
Лидирование старт/финиш: |
Большие шлемы: |
||
Круги: |
лидирования: |
||
Километры: |
лидирования: |
||
Очки: |
за один сезон: |
48 |
|
|
|
подряд: |
7 |
Год |
Команда |
Шасси |
Cooper Car Co |
Cooper T40 |
|
Jack Brabham |
Maserati 250F |
|
Cooper Car Co |
Cooper T43 |
|
|
Cooper Car Co/RRC Walker |
Cooper T43 |
|
RRC Walker |
Cooper T43 |
Cooper Car Co |
Cooper T45 |
|
Cooper Car Co |
Cooper T45 |
|
|
|
Cooper T51 |
Cooper Car Co |
Cooper T51 |
|
|
|
Cooper T53 |
Cooper Car Co |
Cooper T55 |
|
|
|
Cooper T58 |
Brabham Racing Organisation |
Brabham BT3 |
|
|
|
Lotus 24 |
Brabham Racing Organisation |
Brabham BT3 |
|
|
|
Brabham BT7 |
|
|
Lotus 25 |
Brabham Racing Organisation |
Brabham BT11 |
|
|
|
Brabham BT7 |
Brabham Racing Organisation |
Brabham BT11 |
|
Brabham Racing Organisation |
Brabham BT19 |
|
|
|
Brabham BT20 |
Brabham Racing Organisation |
Brabham BT19 |
|
|
|
Brabham BT20 |
|
|
Brabham BT24 |
Brabham Racing Organisation |
Brabham BT24 |
|
|
|
Brabham BT26 |
Motor Racing Developments |
Brabham BT26A |
|
Motor Racing Developments |
Brabham BT33 |