Джек Брэбэм

 

 

 

 

 

   Своим характером Джек Брэбэм являл олицетворение профессионального спортсмена. Жесткий, амбициозный, внимательный к мелочам, он отличался от тех, кто участвовал в гонках ради гонок - Мосса, Кларка, МакЛарена и был ближе к современной эпохе. Австралиец прожил в "Формуле-1" долгую и очень успешную жизнь, проявив себя не только в роли пилота, но и удачного менеджера команды.

Потомок английского эмигранта не сразу влюбился в автогонки. Вначале он хотел стать летчиком и пошел в армию. Но юный (18 лет) австралиец оказался не пилотом военного самолета, а механиком. Это, как и возня в гараже с машинами отца, в дальнейшем помогло Джеку. После демобилизации и нескольких лет увлечения мотогонками, Брэбэм сел за руль автомобиля. Он собирался выступать на национальном уровне и обзавелся спонсорской поддержкой (в 1954 году!), но организаторы не приняли коммерческого новаторства, и Брэбэм вынужден был отказаться от этой затеи. Вскоре Джек перебирается в Англию и участвует в своем первом Гран При - Великобритании-55 за рулем "Купера". Дебют нельзя назвать слишком уж удачным. Квалифицировавшись 25-м, в гонке Джек сошел из-за механической неисправности. Год спустя он снова принимает участие в британском Гран При. И снова не слишком успешно. Гораздо важнее, впрочем, то, что австралиец стал пилотом команды "Купер". Как Брэбэму был нужен хороший автомобиль, так и Чарльзу и Джону Куперам нужен был хороший пилот, способный доводить их автомобили до финиша.

   Машины "Купер" завоевали славу не благодаря скорости или новейшим техническим новшествам. Залогом их побед были простота и надежность. Принцип, вкупе с двигателем, расположенным позади гонщика, доведенный до полного совершенства Колином Чепменом. Уже в 1958 году "Куперы" громко заявили о себе. За рулем частного "Купера" Роба Уокера Стирлинг Мосс выигрывает первую гонку для "гаражной" команды отца и сына. Сам Брэбэм набирает лишь три очка (первые в своей карьере), но уже в следующем сезоне никто не мог его остановить. Помимо гоночного мастерства самого Блек Джека и надежного автомобиля, многие факторы говорили за австралийца. В автокатастрофе погибает действующий чемпион - Хоторн (который и так собирался прекратить выступления в первой "формуле"), уже не было на трассах двух грозных команд 50-х - "Мерседеса" и "Мазерати". "Феррари" всегда ставили во главу угла двигатель, а не болид. И оказалось, что реальных конкурентов у пилотов "Купер-Клаймакса" просто нет. Стоит, однако, отметить, что Тони Брукс и Мосс по максимуму старались осложнить жизнь новому чемпиону. Но, одержав победы в Монако и Великобритании, Брэбэм стал пятым Чемпионом мира. Его напарник - молодой новозеландец Брюс МакЛарен - также одержал первую для себя победу и стал (на долгих 44 года) самым молодым победителем гонки "Формулы-1". Сезон 1960 года не преподнес изменений в расстановке сил. Брэбэм и МакЛарен обеспечили победный дубль в чемпионате для "Купера".

   Сокращение объема двигателя с 1961 года больно ударило по английским командам. Но Брэбэм не только не смог оказать сопротивления "Феррари", единственной команде, которая приветствовала изменения регламента, но проиграл также и "братьям по несчастью". Неудачи "Купера" вкупе с наполеоновскими планами самого Брэбэма привели его к мысли создать собственную команду. Это грандиозное дело он затеял вместе со своим другом Роном Торонаком. Вначале эти планы держались в тайне, так как Чарльз Купер, никогда не отличавшийся мягким характером, отреагировал бы на такой поступок своего пилота весьма специфически.

   Но уже в 1962-м году на автодромах появились автомобили команды "Брэбэм". Поначалу Джек использовал машины "Лотос", а дебют собственной машины пришелся на гонку в Германии. Как и дебют самого Джека в гонках, это рождение не дало много приятных эмоций. И, как и сам Брэбэм, гадкий утенок со временем вырос в белого лебедя.

   С 1963-го года пару пилотов "Брэбэма" составляют сам владелец команды и американец Дэн Гарни. Интересный факт: все время, что Гарни провел в команде, он, по итогам сезона, опережал своего напарника и работодателя. Первую победу команде принес именно Гарни - во Франции-64. Но время Гарни в команде - это время, когда "Брэбэм" пытался выбиться из середняков в гранды. Следует отметить еще одну начинание предприимчивого Брэбэма - он продавал свои автомобили частным гонщикам. Именно эта идея послужила причиной основания команды, а лишь потом появилась мысль создать собственную команду "Формулы-1".

   Гарни покинул "конюшню" австралийца перед сезоном-1966. Сезоном, в котором Черный Джек завоевал свой третий титул… Теперь напарником чемпиона был новозеландец Денни Халм. Автомобиль "Брэбэм-Репко" (двигатель также австралийский) был такой же надежной связкой, как и "Куперы" начала десятилетия. В тот год Брэбэм наголову разгромил своих соперников и стал чемпионом на машине, носящей его имя.

   Австралиец мог стать и четырехкратным чемпионом. Победа Халма в сезоне годом позже произошла не благодаря рыцарству Брэбэма. Первый пилот (и совершенно случайно - хозяин команды) стремился получить все технические новинки раньше кого бы то ни было. Необкатанная техника часто подводила, а Халм за свою внешность и характер, получивший прозвище Медведь, на надежной, хоть и не новой технике выиграл чемпионат. Стоит ли удивляться, что после победы в чемпионате он ушел в "МакЛарен" к своему другу и соотечественнику, также основавшему собственную команду?

   И снова после триумфального двухлетия, Брэбэм попал в черную полосу. В гонках дебютировал "Форд Косворт" модели DFV. Самый известный мотор в истории "Ф-1" оставил за бортом своего австралийского собрата - "Репко".

Промучившись сезон, Брэбэм также взял на вооружение этот движок. И снова оказался претендентом на звание чемпиона. Если в 1969 он занял лишь девятое место, то в 1970 мог в четвертый раз стать сильнейшим пилотом на планете. И пусть никого не обманывает его пятое место по итогам года. В начале чемпионата именно Джек казался фаворитом чемпионата. Но в Монако, обидная ошибка на последнем круге, отобрала у австралийца победу. В гонке, как и через несколько месяцев в сезоне, победил Йохен Риндт. После монакской неудачи Брэбэм, казалось, потерял кураж. Тот сезон стал для 44-летнего чемпиона последним.

Великий автогонщик, механик и владелец команды вошел в историю автогонок как первооткрыватель. Начиная от спонсоров (хоть та попытка и не была удачной) и заканчивая собственной командой. Он не был лишен чемпионской амбициозности, был требователен к себе и другим. И прозвище Черный Джек он получил не только за цвет волос.

   Команда с его именем еще дважды побеждала в чемпионатах, хотя тогда к самому Брэбэму она не имела отношения. Три сына Джека пытались пойти по стопам отца, но кузовные гонки оказались их пределом.

Главная

Рекорды

История F1

Родился:

02.04.1926

Хертсвилл, Сидней

Сезонов в Ф1:

16

Лет в Ф1:

16

Гран При:

128

Старты:

126*

 

 

*не стартовал:

10

Победы:

14

подряд:

5

Подиумы:

31

подряд:

5

Поул-позиции:

13

подряд:

3

Первый ряд:

38

подряд:

9

Быстрые круги:

12

подряд:

2

Лучший финиш:

1

Лучший старт:

1

Дубли:

6

Хет-трики:

3

Лидирование старт/финиш:

5

Большие шлемы:

2

Круги:

6162

лидирования:

824

Километры:

32784.72

лидирования:

4532.9

Очки:

261

за один сезон:

48

 

 

подряд:

7

Год

Команда

Шасси

1955

Cooper Car Co

Cooper T40

1956

Jack Brabham

Maserati 250F

1957

Cooper Car Co

Cooper T43

 

Cooper Car Co/RRC Walker

Cooper T43

 

RRC Walker

Cooper T43

1958

Cooper Car Co

Cooper T45

Cooper T45

1959

Cooper Car Co

Cooper T45

Cooper T45

 

 

Cooper T51

Cooper T51

1960

Cooper Car Co

Cooper T51

Cooper T51

 

 

Cooper T53

Cooper T53

1961

Cooper Car Co

Cooper T55

 

 

Cooper T58

1962

Brabham Racing Organisation

Brabham BT3

Brabham BT3

 

 

Lotus 24

1963

Brabham Racing Organisation

Brabham BT3

Brabham BT3

 

 

Brabham BT7

Brabham BT7

 

 

Lotus 25

Lotus 25

1964

Brabham Racing Organisation

Brabham BT11

Brabham BT11

 

 

Brabham BT7

Brabham BT7

1965

Brabham Racing Organisation

Brabham BT11

Brabham BT11

1966

Brabham Racing Organisation

Brabham BT19

Brabham BT19

 

 

Brabham BT20

1967

Brabham Racing Organisation

Brabham BT19

Brabham BT19

 

 

Brabham BT20

 

 

Brabham BT24

Brabham BT24

1968

Brabham Racing Organisation

Brabham BT24

Brabham BT24

 

 

Brabham BT26

Brabham BT26

1969

Motor Racing Developments

Brabham BT26A

Brabham BT26A

1970

Motor Racing Developments

Brabham BT33

Brabham BT33

Используются технологии uCoz