Найджел Мэнсел |
|
Мэнселлу лишь раз за долгие годы в "Формуле-1" удалось стать сильнейшим пилотом. Но наряду с Пике, Простом и Сенной Найджел составлял квартет лучших гонщиков 80-х-начала 90-х. Его уж точно нельзя назвать везунчиком, столько неудач редко приходится на одну карьеру. По образованию инженер, он работал над проектом реактивного двигателя, а лишь потом увлекся автогонками. После триумфа в картинге, Мэнселл перешел вначале в британскую "Формулу-Форд", а затем и в "Ф-3". Его путь в младших лигах начался в 1976 году. До того, как стать пилотом Гран При Мэнселл несколько раз попадал в серьезные аварии, в одной из них даже повредив позвоночник. Решимость и скорость Мэнселла привлекли внимание босса "Лотоса" - Колина Чепмена, который подписал Найджа как тестера. И хотя свою работу британец делал усердно, он не являлся идеальным настройщиком. Это качество останется с Мэнселлом вплоть до завершения карьеры. Свой шанс Мэнселл получил в 1980 году на австрийском этапе. Ни там, ни в последующих двух гонках он не смог финишировать, а в Имоле даже не прошел квалификацию. Но он смог стать полноправным пилотом "Лотоса" уже в следующем сезоне. Легендарная команда переживала тогда далеко не лучшие времена, а Мэнселл еще и уступил своему напарнику - итальянцу де Аньелису. Два полных сезона в "Лотосе" не принесли заметных успехов, но Чепмен безоговорочно верил в Найджела. И эта вера заставляла пилота работать, не опуская рук. Но в декабре 1982 года Колин Чепмен умер. С его смертью эра "Лотоса" неотвратимо близилась к закату. Сменивший Чепмена на командном мостике Питер Уорр не был склонен поддерживать Мэнселла в любой ситуации. Менеджер и гонщик часто не находили общего языка. На знаменательном Гран При Монако-84 Мэнселл впервые в жизни возглавил пелетон "Формулы-1". Но тогда ему не удалось победить - авария на мокром асфальте лишила его всех шансов. Мэнселл был подавлен - недавно умерла его мать, и он хотел посвятить свою первую победу ее памяти. Вместо кубка из рук князя Ренье, он удостоился публичных оскорблений от Уорра. Это предопределило уход Мэнселла из "Лотоса" в конце года. К тому же ему никак не удавалось совершить качественного рывка в результатах - первый поул в США обернулся малоутешительным одним очком на финише. Найджел перешел в "Уильямс", в качестве второго пилота при Кеке Росберге. Два сложных по характеру человека вначале поссорились, однако совместное преодоление неудач команды сплотило пилотов. Звездный час Мэнселла настал дома, в Брэндс-Хэтче. Тогда он впервые в карьере, на шестой год после дебюта, смог отпраздновать победу. Следующую гонку Большой Найдж тоже выиграл, причем "Уильямс" тогда завоевал дубль. Команда явно была на подъеме и собиралась отнять титул у Проста и "МакЛарена" в 1986 году. Теперь вместо Росберга партнером Мэнселла стал другой чемпион - бразилец Пике. Пилоты с первых же дней совместного существования начали выяснение отношений. Это было губительно для обоих. На Гран При Австралии, последнем в сезоне, Мэнселл шел к званию Чемпиона мира, но взрыв покрышки отодвинул триумф на долгие годы. Команда пережила один из сложнейших сезонов - противостояние напарников, авария руководителя команды - Фрэнка Уильямса - все это послужило препятствием на пути к трону. Хотя Кубок Конструкторов был отнят у Рона Денниса, личный трофей пилоты проиграли по собственной вине. Через год "Уильямс" уже не упустил призы в обеих номинациях. Но для Мэнселла снова это был год упущенных возможностей. Весь сезон он составлял конкуренцию Пике, но в тренировке перед японским Гран При в Сузуке Мэнселл попадает в аварию, где ломает себе ногу. Ни в Японии, ни в финальном Гран При в Аделаиде он не участвует. Как следствие, титул достается Нельсону Пике, хотя Мэнселл одержал вдвое больше побед. Два года обидных осечек закрепили за Мэнселлом славу гонщика экстра-класса, но не сделали его чемпионом. После того сезона Пике уходит в "Лотос", но Мэнселл теперь не в состоянии вести борьбу на высоком уровне. Моторы "Хонда" ушли к "МакЛарену", а "Уильямс" был вынужден целый год отъездить на не впечатляющих как скоростью, так и надежностью, двигателях "Джадд". Дважды Мэнселл финиширует на втором месте, но то были единственные финиши за год! После громких побед более серьезного разочарования трудно было придумать. Найджел переходит в "Феррари" перед сезоном-1989. Первая же гонка за новую команду становится золотой - британец выигрывает бразильский этап. За год была еще одна победа (в Венгрии) и Мэнселл смог переиграть своего напарника - Бергера. Хотя "Скудерия" тогда не могла бросить вызов пилотам "МакЛарена", ведущим борьбу на своем, космическом, уровне. Уже в 1990 году "Феррари" располагала автомобилем, способным много побеждать. Но новый напарник - действующий чемпион мира Ален Прост - полностью превзошел Мэнселла. И пока француз конкурировал с Сенной, Найджел исполнял уже подзабытую роль второго пилота. Единственная победа в португальской гонке служила слабым утешением. И Большой Найдж принимает единственно верное решение - он возвращается в "Уильямс". Решение пришло к нему нелегко, еще летом Мэнселл объявил о завершении карьеры, но потом поменял свое решение и остался в пелетоне. Если начало года осталось за Сенной и "МакЛареном", то в дальнейшем Мэнселл смог на равных бороться с бразильцем. Однако Айртон преимущества не растерял и Мэнселл остался, в третий раз в карьере, со званием вице-чемпиона. Проблемы "МакЛарена", вынужденный отпуск Проста и чемпионское творение Эдриана Ньюи предопредели победу Мэнселла в 1992 году. Он одержал рекордные 9 побед за год, почти вдвое превзойдя по очкам ближайшего преследователя - собственного напарника Риккардо Патрезе. Ложкой дегтя служит фиаско в Монако. Как и в 1984 Мэнселл не смог победить, и, как тогда, героем уик-энда стал Сенна. Огромное преимущество Мэнселла над соперниками ликвидировал прокол покрышки. Англичанину так и не удалось хоть раз победить в Монте-Карло. Наконец-то после долгих лет неудач, Найджел завоевал главное звание в автоспорте. Для него этот титул значил больше, чем для Сенны или Проста. Ведь он смог победить единственный раз в карьере. К тому же он был первым британцем-чемпионом со времен Джеймса Ханта. Мэнселл вовсе собирался вешать шлем на гвоздь. Но Уильямс и Хед выбирали из Сенны и Проста, и с Найджелом контракт продлять не собирались. Мэнселл переехал за океан для участия в американской серии "Индикар". Он выиграл первую гонку и стал чемпионом по итогам сезона. В следующем году его "Лола" не могла конкурировать с "Пенске" младшего Эла Ансера, и Мэнселл решил вернуться в "Формулу-1". После гибели Сенны "Уильямс" выбирал второго пилота из ветеранов Патрезе, Мэнселла и новичка Култхарда. Но Патрезе, завершивший выступления годом ранее, возвращаться не собирался. И Мэнселл с Култхардом поочередно составляли пару Дэймону Хиллу, который мог выиграть чемпионат. На последнем этапе года, в Австралии, Мэнселл стартовал с поул-позиции. Он, правда, быстро уступил Шумахеру и Хиллу, выяснявшим, кто из них станет сильнейшим. Но после схода обоих, Найджел снова возглавил гонку и смог отстоять свою позицию от атак старого приятеля Бергера. Хотя сход Хилла сделал Шумахера чемпионом, победа Мэнселла принесла команде Кубок Конструкторов. Это была 31-я и последняя победа Британского Льва. На следующий год команда заключила соглашение не с ним, а с молодым шотландцем Култхардом. Мэнселл решил продолжить карьеру в "МакЛарене". Располневшему чемпиону нелегко было втиснуться в кокпит, поэтому его дебют в "МакЛарене" пришелся лишь на третью гонку сезона. Два бледных Гран При стали последними в карьере Мэнселла. Он решил не бороться с мельницами в команде, переживающей черную полосу. Мэнселл еще несколько раз порывался вернуться за руль, так он провел тесты в "Джордане" зимой перед началом сезона 1997. Но больше мы не увидели англичанина на трассах. Найджел Мэнселл все же принял решение завершить свою полную препятствий карьеру. Один раз он не имел проблем с машиной и напарником по команде. И тогда он выиграл чемпионат. Мэнселл не отличался знанием технической стороны дела (это еще одна причина его проигрыша таким партнерам как Пике и Прост), но самоотверженное пилотирование сделало многих поклонниками усатого англичанина. |
Родился: |
08.08.1953 |
Богтон, Аптон-он-Северн, Уорчестершир |
Сезонов в Ф1: |
Лет в Ф1: |
||
Гран При: |
Старты: |
187* |
|
|
|
*не стартовал: |
|
Победы: |
подряд: |
5 |
|
Подиумы: |
подряд: |
7 |
|
Поул-позиции: |
подряд: |
6 |
|
Первый ряд: |
подряд: |
15 |
|
Быстрые круги: |
подряд: |
4 |
|
Лучший финиш: |
Лучший старт: |
||
Дубли: |
Хет-трики: |
||
Лидирование старт/финиш: |
Большие шлемы: |
||
Круги: |
лидирования: |
||
Километры: |
лидирования: |
||
Очки: |
за один сезон: |
108 |
|
|
|
подряд: |
8 |
Год |
Команда |
Шасси |
Team Essex Lotus |
Lotus 81B |
|
Team Essex Lotus |
Lotus 81B |
|
|
John Player Team Lotus |
Lotus 87 |
|
Team Essex Lotus |
Lotus 87 |
|
John Player Team Lotus |
Lotus 88B |
John Player Team Lotus |
Lotus 87B |
|
|
|
Lotus 91 |
John Player Team Lotus |
Lotus 92 |
|
|
|
Lotus 93T |
|
|
Lotus 94T |
John Player Team Lotus |
Lotus 95T |
|
Canon Williams Honda Team |
Williams FW10 |
|
|
|
Williams FW10B |
Canon Williams Honda Team |
Williams FW11 |
|
Canon Williams Honda Team |
Williams FW11B |
|
Canon Williams Team |
Williams FW12 |
|
Scuderia Ferrari SpA SEFAC |
Ferrari F1-89 (640) |
|
Scuderia Ferrari SpA |
Ferrari F1-90 (641) |
|
|
|
Ferrari F1-90B (641/2) |
Canon Williams Team |
Williams FW14 |
|
Canon Williams Team |
Williams FW14B |
|
Rothmans Williams Renault |
Williams FW16 |
|
|
|
Williams FW16B |
Marlboro McLaren Mercedes |
McLaren MP4-10B |