Найджел Мэнсел

 

 

 

 

 

     Мэнселлу лишь раз за долгие годы в "Формуле-1" удалось стать сильнейшим пилотом. Но наряду с Пике, Простом и Сенной Найджел составлял квартет лучших гонщиков 80-х-начала 90-х. Его уж точно нельзя назвать везунчиком, столько неудач редко приходится на одну карьеру.

     По образованию инженер, он работал над проектом реактивного двигателя, а лишь потом увлекся автогонками. После триумфа в картинге, Мэнселл перешел вначале в британскую "Формулу-Форд", а затем и в "Ф-3". Его путь в младших лигах начался в 1976 году. До того, как стать пилотом Гран При Мэнселл несколько раз попадал в серьезные аварии, в одной из них даже повредив позвоночник.

Решимость и скорость Мэнселла привлекли внимание босса "Лотоса" - Колина Чепмена, который подписал Найджа как тестера. И хотя свою работу британец делал усердно, он не являлся идеальным настройщиком. Это качество останется с Мэнселлом вплоть до завершения карьеры. Свой шанс Мэнселл получил в 1980 году на австрийском этапе. Ни там, ни в последующих двух гонках он не смог финишировать, а в Имоле даже не прошел квалификацию.

     Но он смог стать полноправным пилотом "Лотоса" уже в следующем сезоне. Легендарная команда переживала тогда далеко не лучшие времена, а Мэнселл еще и уступил своему напарнику - итальянцу де Аньелису. Два полных сезона в "Лотосе" не принесли заметных успехов, но Чепмен безоговорочно верил в Найджела. И эта вера заставляла пилота работать, не опуская рук. Но в декабре 1982 года Колин Чепмен умер. С его смертью эра "Лотоса" неотвратимо близилась к закату. Сменивший Чепмена на командном мостике Питер Уорр не был склонен поддерживать Мэнселла в любой ситуации. Менеджер и гонщик часто не находили общего языка.

     На знаменательном Гран При Монако-84 Мэнселл впервые в жизни возглавил пелетон "Формулы-1". Но тогда ему не удалось победить - авария на мокром асфальте лишила его всех шансов. Мэнселл был подавлен - недавно умерла его мать, и он хотел посвятить свою первую победу ее памяти. Вместо кубка из рук князя Ренье, он удостоился публичных оскорблений от Уорра. Это предопределило уход Мэнселла из "Лотоса" в конце года. К тому же ему никак не удавалось совершить качественного рывка в результатах - первый поул в США обернулся малоутешительным одним очком на финише.

     Найджел перешел в "Уильямс", в качестве второго пилота при Кеке Росберге. Два сложных по характеру человека вначале поссорились, однако совместное преодоление неудач команды сплотило пилотов. Звездный час Мэнселла настал дома, в Брэндс-Хэтче. Тогда он впервые в карьере, на шестой год после дебюта, смог отпраздновать победу. Следующую гонку Большой Найдж тоже выиграл, причем "Уильямс" тогда завоевал дубль. Команда явно была на подъеме и собиралась отнять титул у Проста и "МакЛарена" в 1986 году. Теперь вместо Росберга партнером Мэнселла стал другой чемпион - бразилец Пике. Пилоты с первых же дней совместного существования начали выяснение отношений. Это было губительно для обоих. На Гран При Австралии, последнем в сезоне, Мэнселл шел к званию Чемпиона мира, но взрыв покрышки отодвинул триумф на долгие годы. Команда пережила один из сложнейших сезонов - противостояние напарников, авария руководителя команды - Фрэнка Уильямса - все это послужило препятствием на пути к трону. Хотя Кубок Конструкторов был отнят у Рона  Денниса, личный трофей пилоты проиграли по собственной вине.

     Через год "Уильямс" уже не упустил призы в обеих номинациях. Но для Мэнселла снова это был год упущенных возможностей. Весь сезон он составлял конкуренцию Пике, но в тренировке перед японским Гран При в Сузуке Мэнселл попадает в аварию, где ломает себе ногу. Ни в Японии, ни в финальном Гран При в Аделаиде он не участвует. Как следствие, титул достается Нельсону Пике, хотя Мэнселл одержал вдвое больше побед. Два года обидных осечек закрепили за Мэнселлом славу гонщика экстра-класса, но не сделали его чемпионом.

После того сезона Пике уходит в "Лотос", но Мэнселл теперь не в состоянии вести борьбу на высоком уровне. Моторы "Хонда" ушли к "МакЛарену", а "Уильямс" был вынужден целый год отъездить на не впечатляющих как скоростью, так и надежностью, двигателях "Джадд". Дважды Мэнселл финиширует на втором месте, но то были единственные финиши за год! После громких побед более серьезного разочарования трудно было придумать.

     Найджел переходит в "Феррари" перед сезоном-1989. Первая же гонка за новую команду становится золотой - британец выигрывает бразильский этап. За год была еще одна победа (в Венгрии) и Мэнселл смог переиграть своего напарника - Бергера. Хотя "Скудерия" тогда не могла бросить вызов пилотам "МакЛарена", ведущим борьбу на своем, космическом, уровне.

     Уже в 1990 году "Феррари" располагала автомобилем, способным много побеждать. Но новый напарник - действующий чемпион мира Ален Прост - полностью превзошел Мэнселла. И пока француз конкурировал с Сенной, Найджел исполнял уже подзабытую роль второго пилота. Единственная победа в португальской гонке служила слабым утешением.

     И Большой Найдж принимает единственно верное решение - он возвращается в "Уильямс". Решение пришло к нему нелегко, еще летом Мэнселл объявил о завершении карьеры, но потом поменял свое решение и остался в пелетоне. Если начало года осталось за Сенной и "МакЛареном", то в дальнейшем Мэнселл смог на равных бороться с бразильцем. Однако Айртон преимущества не растерял и Мэнселл остался, в третий раз в карьере, со званием вице-чемпиона.

     Проблемы "МакЛарена", вынужденный отпуск Проста и чемпионское творение Эдриана Ньюи предопредели победу Мэнселла в 1992 году. Он одержал рекордные 9 побед за год, почти вдвое превзойдя по очкам ближайшего преследователя - собственного напарника Риккардо Патрезе. Ложкой дегтя служит фиаско в Монако. Как и в 1984 Мэнселл не смог победить, и, как тогда, героем уик-энда стал Сенна. Огромное преимущество Мэнселла над соперниками ликвидировал прокол покрышки. Англичанину так и не удалось хоть раз победить в Монте-Карло.

     Наконец-то после долгих лет неудач, Найджел завоевал главное звание в автоспорте. Для него этот титул значил больше, чем для Сенны или Проста. Ведь он смог победить единственный раз в карьере. К тому же он был первым британцем-чемпионом со времен Джеймса Ханта. Мэнселл вовсе собирался вешать шлем на гвоздь. Но Уильямс и Хед выбирали из Сенны и Проста, и с Найджелом контракт продлять не собирались.

     Мэнселл переехал за океан для участия в американской серии "Индикар". Он выиграл первую гонку и стал чемпионом по итогам сезона. В следующем году его "Лола" не могла конкурировать с "Пенске" младшего Эла Ансера, и Мэнселл решил вернуться в "Формулу-1". После гибели Сенны "Уильямс" выбирал второго пилота из ветеранов Патрезе, Мэнселла и новичка Култхарда. Но Патрезе, завершивший выступления годом ранее, возвращаться не собирался. И Мэнселл с Култхардом поочередно составляли пару Дэймону Хиллу, который мог выиграть чемпионат.

     На последнем этапе года, в Австралии, Мэнселл стартовал с поул-позиции. Он, правда, быстро уступил Шумахеру и Хиллу, выяснявшим, кто из них станет сильнейшим. Но после схода обоих, Найджел снова возглавил гонку и смог отстоять свою позицию от атак старого приятеля Бергера. Хотя сход Хилла сделал Шумахера чемпионом, победа Мэнселла принесла команде Кубок Конструкторов. Это была 31-я и последняя победа Британского Льва.

     На следующий год команда заключила соглашение не с ним, а с молодым шотландцем Култхардом. Мэнселл решил продолжить карьеру в "МакЛарене". Располневшему чемпиону нелегко было втиснуться в кокпит, поэтому его дебют в "МакЛарене" пришелся лишь на третью гонку сезона. Два бледных Гран При стали последними в карьере Мэнселла. Он решил не бороться с мельницами в команде, переживающей черную полосу. Мэнселл еще несколько раз порывался вернуться за руль, так он провел тесты в "Джордане" зимой перед началом сезона 1997. Но больше мы не увидели англичанина на трассах.

     Найджел Мэнселл все же принял решение завершить свою полную препятствий карьеру. Один раз он не имел проблем с машиной и напарником по команде. И тогда он выиграл чемпионат. Мэнселл не отличался знанием технической стороны дела (это еще одна причина его проигрыша таким партнерам как Пике и Прост), но самоотверженное пилотирование сделало многих поклонниками усатого англичанина.

Главная

Рекорды

История F1

Родился:

08.08.1953

Богтон, Аптон-он-Северн, Уорчестершир

Сезонов в Ф1:

15

Лет в Ф1:

16

Гран При:

191

Старты:

187*

 

 

*не стартовал:

7

Победы:

31

подряд:

5

Подиумы:

59

подряд:

7

Поул-позиции:

32

подряд:

6

Первый ряд:

56

подряд:

15

Быстрые круги:

30

подряд:

4

Лучший финиш:

1

Лучший старт:

1

Дубли:

17

Хет-трики:

5

Лидирование старт/финиш:

9

Большие шлемы:

4

Круги:

8749

лидирования:

2088

Километры:

39920.96

лидирования:

9638.06

Очки:

482

за один сезон:

108

 

 

подряд:

8

Год

Команда

Шасси

1980

Team Essex Lotus

Lotus 81B

Lotus 81B

1981

Team Essex Lotus

Lotus 81B

Lotus 81B

 

John Player Team Lotus

Lotus 87

Lotus 87

 

Team Essex Lotus

Lotus 87

Lotus 87

 

John Player Team Lotus

Lotus 88B

1982

John Player Team Lotus

Lotus 87B

 

 

Lotus 91

Lotus 91

1983

John Player Team Lotus

Lotus 92

 

 

Lotus 93T

 

 

Lotus 94T

Lotus 94T

1984

John Player Team Lotus

Lotus 95T

Lotus 95T

1985

Canon Williams Honda Team

Williams FW10

Williams FW10

 

 

Williams FW10B

1986

Canon Williams Honda Team

Williams FW11

Williams FW11

1987

Canon Williams Honda Team

Williams FW11B

1988

Canon Williams Team

Williams FW12

Williams FW12

1989

Scuderia Ferrari SpA SEFAC

Ferrari F1-89 (640)

Ferrari F1-89 (640)

1990

Scuderia Ferrari SpA

Ferrari F1-90 (641)

Ferrari F1-90 (641)

 

 

Ferrari F1-90B (641/2)

Ferrari F1-90B (641/2)

1991

Canon Williams Team

Williams FW14

Williams FW14

1992

Canon Williams Team

Williams FW14B

Williams FW14B

1994

Rothmans Williams Renault

Williams FW16

Williams FW16

 

 

Williams FW16B

Williams FW16B

1995

Marlboro McLaren Mercedes

McLaren MP4-10B

Используются технологии uCoz