Айртон Сенна |
|
Айртон Сенна был самым ярким пилотом "Формулы-1", для многих автоспорт потерял интерес со смертью Айртона. Бразильский Волшебник действительно творил чудеса на трассах, а равных ему под дождем просто не было. И гибель в повороте Тамбурелло пресекла звездную карьеру великого спортсмена. Сын бразильского бизнесмена впервые сел за руль в 4 года. Разумеется, это был карт. Как и многие бразильские молодые автогонщики, Сенна после локальных успехов решил перебраться в Европу. Он в одни ворота стал чемпионом Великобритании в классе "Формула-Форд". Но, как это ни удивительно, дебют в Королевских гонках был отложен из-за отсутствия спонсорской поддержки. Отсутствие денег даже вынудило Айртона на некоторое время вернуться в Бразилию. Но его талант был всем очевиден и "ссылка" на родину не продлилась долго. В 1983 году Сенна в Англии же выигрывает "Формулу-3". Сразу несколько ведущих команд заинтересовались бразильцем. Но с "Брэбэмом" союз не получился из-за Нельсона Пике. Нельсон, только что ставший чемпионом во второй раз, всю карьеру враждовал с соотечественником. "Уильямс" и "МакЛарен" также побоялись доверить свои автомобили молодому пилоту, хотя за "Уильямс" Айртон провел свои первые тесты в "Формуле-1". В итоге талантливый новичок стал пилотом скромной команды "Тоулмен". Если в первом своем дебютном Гран При Сенна сошел, то на двух последующих набирал очки. Но гвоздем сезона стала гонка в Монте-Карло. Под проливным дождем, когда большинство машин сошло на первых же кругах, бразилец не по годам зрело догонял Проста на "МакЛарене" и показал лучший круг в гонке. Досрочная остановка гонки уязвила Сенну, уверенного в том, что он мог одержать первую победу. Еще дважды за сезон "Тоулмен" под управлением бразильца финишировал на подиуме. И нет ничего удивительного, что на следующий год Айртон ушел в команду более высокого класса - "Лотос". Легендарная "конюшня" после смерти отца-основателя Чепмена в 1982 году уже не выигрывала чемпионаты, но тогда это был все же сильный коллектив, а не аутсайдер начала 90-х. Уже на втором этапе - в португальском Эшториле - лил дождь. И Сенна был недосягаем для соперников, не просто победив, а установив хет-трик. И хотя он всерьез тогда не боролся за главный трофей сезона, именно на счету Сенны больше всего поул-позиций - 7, тогда как у первой тройки сезона вместе взятых их было всего 5! Тогда же Сенна приобрел и еще одну часть своей гоночной репутации, а именно - вызвал бурю откликов на свой пилотаж. Сверхагрессивная манера езды бразильца часто приводила к столкновениям, что не находило должного понимания у соперников. Еще два года в "Лотосе" укрепили за Сенной славу сильнейшего в квалификациях и очень яркого пилота. Но до титула было не близко. К слову сказать, Сенна стал строить команду под себя: вместо быстрого Элио де Аньелиса вторым пилотом стал Дамфрис, а затем Накаджима. Переход Айртона в "МакЛарен" имел глубокую подоплеку. Во-первых, Рона Денниса интересовал даже не звездный пилот (в конце концов, ведь был уже Прост), а двигатели "Хонда", взамен терявших конкурентоспособность "Порше". Одним из условий японцев стал контракт с Сенной, который уже являлся лицом концерна. Сенна быстро освоился на новом месте, Деннис испытывал к нему искреннюю привязанность, предпочитая бразильца Просту. Первый же год в одной команде с Аленом дал понять, что двум львам тяжело ужиться в рамках одной команды. Учитывая, что соперники были далеко позади, Сенна и Прост могли уделять все внимание на трассе только друг другу. Дебютный сезон в "МакЛарене" сделал бразильца чемпионом мира. Сенна опередил Проста за счет системы подсчета очков. В тот сезон Сенна одержал 8 побед, что до 1992 года было рекордом "Формулы-1". Тот год стал также последним в турбоэре. С нового сезона разрешены были только атмосферные двигатели. Ситуация сохранилась и на следующий год. Пилоты все реже общались между собой, а их противостояния на трассе не походили на мягкую дуэль напарников по команде. На японском Гран При Сенна решился на отчаянный шаг: он спровоцировал столкновение с Простом. После того, как его болид дисквалифицировали (не за аварию, а за помощь маршалов), титул ушел из рук Айртона к французу. Но зато Бразильский Волшебник выиграл другую дуэль - за обладание симпатиями команды. Прост был вынужден покинуть "МакЛарен", и вторым пилотом стал австриец Бергер. Это, пожалуй, единственный гонщик, который все время поддерживал с Айртоном дружеские отношения. Причиной этого служит и добродушный характер Герхарда и его явная роль второго. Снова соперником Сенны стал Прост, теперь пилот "Феррари". Схватка была равной, и все снова решилось на Сузуке. Очередное столкновение вывело соперников из борьбы. Что было на руку Сенне, который стал двукратным чемпионом мира. Дубль на следующий год достался уже более легко - у "Феррари" были явные проблемы, а "Уильямсы" набрали ход лишь к середине чемпионата. Одержав победы в четырех первых Гран При, Айртон создал солидный задел, который ни Мэнселл, ни кто-либо другой не смогли ликвидировать. Считалось, что к 1992 году "МакЛарен" будет иметь автомобиль 21-го века. Изюминкой должна была стать современнейшая электроника. Однако именно электронная начинка чаще всего подводила команду. Сенна и Бергер одержали 5 побед на двоих, но отсутствие надежности не дало даже одному пилоту "МакЛарена" войти в призовую тройку сезона. Лучшая гонка года для Айртона состоялась в Монте-Карло, где Сенна смог воспользоваться проколом колеса на машине Мэнселла и победить (стоит добавить, что Сенна выиграл не только из-за прокола колеса у Мэнселла, но и благодаря своему потрясающему мастерству пилотажа, когда Найджелл был просто не в состоянии пройти проигрывающий четыре секунды на круге "МакЛарен" отменно защищавшегося бразильца - прим. Flasher). После столь неудачного сезона стало известно, что "Хонда" прекращает поддержку команды. Новым двигателем должен был стать "Форд", как многие полагали, лишь до тех пор, пока не найдется что-то более приемлемое. Сенна не желал выступать на изначально слабой машине и поговаривал о смене команды или даже серии. Он провел тесты за "Пенске" в Соединенных Штатах, заявлял, что для "Уильямса" готов гоняться бесплатно. Переход под крыло "Железного Фрэнка" был более чем реален, но этому помешал старый друг-соперник - Ален Прост вернулся в гонки именно в составе "Уильямса". В итоге Сенна все же остался в "МакЛарене", но в начале сезона заключал контракт на каждую гонку в отдельности. По этой причине, Деннис подстраховался и подписал молодого Хаккинена, как резервного гонщика. Пару трехкратному чемпиону составил Майкл Андретти, сын знаменитого Марио и звезда серии "Индикар". Сенна проиграл чемпионат Просту, но несколько раз напомнил о себе, как о по-настоящему великом гонщике. В Доннингтоне, на Гран При Европы, под проливным дождем, Сенна не просто выиграл очередную для себя "мокрую" гонку, а сделал это в таком стиле, будто соперники выступали в низшей лиге. В Монако Айртон победил в шестой раз, превзойдя рекорд Грэма Хилла по триумфам на этом известном этапе. Все же, Сенна не столько проиграл титул Просту, сколько выиграл второе место у Дэймона Хилла, поэтому теперь его уход был делом решенным. Переход в "Уильямс" сильно разочаровал Денниса, который намеревался рано или поздно вернуть Айртона в свою команду. Но… Сенна по-прежнему был неподражаем в квалификациях, однако в гонках дела шли не так гладко. На домашнем Интерлагосе и тихоокеанском Большом Призе Сенна сошел лидируя. Считалось, что по-настоящему сезон начнется с европейских гонок. На деле же многое закончилось на первом этапе в Старом Свете… В квалификации в Имоле произошли сразу две серьезные аварии. Вначале Баррикелло разбил свой "Джордан", а затем погиб дебютант "Формулы-1" австриец Роланд Ратценбергер. Его гибель тяжело отразилась на Сенне, который стал задумываться об уходе из гонок, вслед за своим вечным соперником - Аленом Простом. А 1 мая 1994 года произошла трагедия. Вначале в аварию попадает финн Лехто, маршалы выпускают пейс-кар. После возобновления гонки на "Уильямсе" Сенны ломается рулевая колонка, и он в Тамбурелло по прямой летит в отбойники. Даже столь страшный удар не был бы смертелен, но небольшой осколок пробил шлем Айртона в районе виска. Так оборвалась карьера знаменитого автогонщика. Две смерти в Имоле подвигли ФИА на ужесточение мер безопасности, футбольная сборная Бразилии посвятила свою победу на чемпионате мира в США памяти великого соотечественника, руководящие лица "Уильямса" пережили неприятное расследование итальянских властей... Но все это не могло вернуть Айртона Сенну, противоречивого человека и великого автогонщика. |
Родился: |
21.03.1960 |
Сан-Паулу |
Умер: |
01.05.1994 |
Болонья, Италия |
Сезонов в Ф1: |
Лет в Ф1: |
||
Гран При: |
Старты: |
161* |
|
|
|
*не стартовал: |
|
Победы: |
подряд: |
4 |
|
Подиумы: |
подряд: |
8 |
|
Поул-позиции: |
подряд: |
8 |
|
Первый ряд: |
подряд: |
24 |
|
Быстрые круги: |
подряд: |
2 |
|
Лучший финиш: |
Лучший старт: |
||
Дубли: |
Хет-трики: |
||
Лидирование старт/финиш: |
Большие шлемы: |
||
Круги: |
лидирования: |
||
Километры: |
лидирования: |
||
Очки: |
за один сезон: |
96 |
|
|
|
подряд: |
8 |
Год |
Команда |
Шасси |
Toleman Group Motorsport |
Toleman TG183B |
|
|
|
Toleman TG184 |
John Player Special Team Lotus |
Lotus 97T |
|
John Player Special Team Lotus |
Lotus 98T |
|
Camel Team Lotus Honda |
Lotus 99T |
|
Honda Marlboro McLaren |
McLaren MP4-4 |
|
Honda Marlboro McLaren |
McLaren MP4-5 |
|
Honda Marlboro McLaren |
McLaren MP4-5B |
|
Honda Marlboro McLaren |
McLaren MP4-6 |
|
Honda Marlboro McLaren |
McLaren MP4-6B |
|
|
|
McLaren MP4-7A |
Marlboro McLaren |
McLaren MP4-8 |
|
Rothmans Williams Renault |
Williams FW16 |