Ален Прост

 

 

 

 

 

     Ален Прост по праву считается одним из лучших пилотов всех времен в "Формуле-1". Возможно, он имел бы больше поклонников, будь у него более безрассудный стиль пилотирования. Но Профессор добивался своего тщательным анализом ситуации.

Ален стал ковать свои победы очень рано. Чемпион мира по картингу, чемпион европейской "Формулы-Рено" и "Формулы-3" заставил тим-менеджеров очень внимательно рассмотреть свою кандидатуру на роль призового пилота Королевы автоспорта. Прост стал тест-пилотом "МакЛарена" на 1979 год, опыт черновой работы помог становлению технической грамотности француза. Ален остался в команде и на следующий сезон, но уже как полноправный гонщик и напарник опытного британца Уотсона.

     Хотя в то время "МакЛарен" не был лидером пелетона, Ален набрал очки в первых же двух Гран При за команду! В итоге скромные 5 очков, соответствовавшие невысокому уровню "конюшни" - вот результат француза в его первом чемпионате. Тогда же в "МакЛарене" началась кадровая реорганизация - на место друга и соратника Брюса МакЛарена Тедди Майера, пришел Рон Деннис. Прост решил не оставаться и уйти в заводскую команду французского автоконцерна "Рено". Хотя уход из "МакЛарена" носил несколько скандальный оттенок, и без судебного разбирательства не обошлось.

     Надо сказать, что на рубеже 70-80-х французский автоспорт становился доминирующим в "Формуле-1", невзирая на то, что Марсельеза ни разу не играла в честь победителя чемпионата. Прост и Арну из "Рено", Лаффит из французского же "Лижье", Пирони и Тамбэ - все гонщики не последней величины.

      Турбодвигатель "Рено" был во многом революционной новинкой, но к несчастью ненадежной. После проваленного старта сезона Прост смог одержать свою первую победу. И не где-нибудь, а перед родными трибунами в Дижон-Пренуа! Но, несмотря на еще две победы (в Голландии и Италии) многочисленные сходы не дали ему подняться выше пятого места в чемпионате.

      Прост выигрывает первый же этап нового сезона. Но в тот сумасшедший чемпионат конкуренция была слишком высока. Росберг победил за счет стабильных выступлений при всего одной победе. А в "Рено" по-прежнему не могли похвастаться надежностью. К тому же два соотечественника - Прост и Арну - начали не ладить между собой. Руководство команды сделало ставку на Алена и уволило Арну (примечательно, что, уйдя в "Феррари", Рене не всегда находил общий язык и с другим земляком - Патриком Тамбэ).

      И вот в 1983 Прост наконец-то стал реально претендовать на звание чемпиона мира. Но когда происходили осечки, Бернар Дюдо (руководитель спортивного проекта "Рено") обвинял во всех смертных грехах своего пилота. Конечно, здесь сказывалось напряжение - после нескольких сезонов заводская команда так и не могла стать лучшей. Именно разногласия внутри команды помешали наполеоновским планам. В личном зачете Прост проиграл всего 2 очка Пике, а в Кубке Конструкторов "Рено" уступила "Феррари".

     Ален не мог оставаться в команде, однако мест практически не оставалось. Рон Деннис смог вернуть француза за очень небольшие деньги - у Профессора просто не было других вариантов трудоустройства.

     Теперь это был другой "МакЛарен" - в союзе с "Порше" и "ТАГ" команда Рона Денниса прочно вошла в элиту автоспорта. Автомобиль, спроектированный гениальным Джоном Барнардом, не имел конкурентов в пелетоне. Титул разыграли два пилота красно-белых. Прост выиграл 7 гонок и пять квалификаций. Его напарник - ветеран Лауда - пять гонок без единой поул-позиции. И все же именно австриец стал чемпионом мира.

      Судьбу титула во многом решила знаменитая гонка в Монте-Карло. Тогда Прост выиграл княжеский этап, первый из четырех раз. Его под дождем преследовал молодой Айртон Сенна из команды "Тоулмен". Другой известный пилот - Жаки Икс, который тогда был главным судьей Гран При, после многочисленных сходов досрочно завершил соревнование. В итоге все пилоты получили лишь 50% очков от обычного. Икса многие критиковали, говоря, что он отдал победу Просту, не желая триумфа Сенны. Но, вот ирония судьбы, даже если бы Сенна прошел бы Алена, и пилоты проехали всю положенную дистанцию, то Прост набрал бы больше очков (6 вместо 4,5). А так был зафиксирован рекорд "Формулы-1" - Ники Лауда выиграл корону с перевесом лишь в пол-очка!

      Сейчас в это трудно поверить, но тогда французская пресса накинулась на Проста, писали, что, не сумев реализовать ни одну из двух попыток, он показал, что не способен носить звание чемпиона. Критики были посрамлены уже на следующий год.

Целая группа пилотов выступала так, что могла считаться сонмом претендентов. Это и пилоты "Уильямса" Росберг и Мэнселл, и Сенна, перешедший в "Лотос", и Альборето из "Феррари"…Но если все они выиграли лишь по два этапа, то Прост победил в пяти. Две трети сезона Альборето держался с небольшим отрывом в классификации, но провал итальянцем финала сезона облегчил задачу Алену. Наконец-то Прост смог стать чемпионом мира!

      Он сделал даже большее и завоевал дубль в 1986 году. На этот раз борьба получилась более упорной - на равных с Профессором сражались и Мэнселл с Пике. "Шинный трюк" в Аделаиде решил исход борьбы в пользу подопечного коварного Денниса, но не стоит полагать, будто Прост стал чемпионом незаслуженно. После ударов судьбы несколько лет назад, Ален лишь брал свое.

Трехлетнее преимущество "МакЛарена" тогда не закончилось, но временно приостановилось. "Порше" теперь уступал "Хонде". Француз проиграл теперь не только пилотам "Уильямса", но и Сенне в соперничестве за третье место. Ален трижды побеждал за год. Самой значительной победой стал триумф в Эшториле, где пилот "МакЛарена" побил рекорд Джеки Стюарта по победам за карьеру (27).

     В 1988 году "МакЛарен" получил сразу два козыря - двигателя "Хонда" и Айртона Сенну. Соперничество Проста и Сенны полно различных красок. Здесь была и искренняя дружба и непримиримая вражда. Из-за этой гремучей смеси тот сезон не стал пресным, хотя "МакЛарены" выиграли 15 из 16 гонок сезона. Сенна выиграл больше - 8 раз, а Прост набрал больше очков - 105 против 94. Однако тогда в зачет шли 11 лучших результатов, и стабильность Проста сыграла против него - целых 18 незасчитанных очков, тогда как у Сенны таких набралось всего 4.

     Следующее противостояние - в 1989 году выиграл уже Прост, но именно после этого он принял решение уйти из "МакЛарена". Снова весь сезон шел в равной борьбе. Кульминация наступила на Гран При Японии. По традиции стартовавший с поула Сенна пропустил напарника и столкнулся с ним. Обоюдный сход был на руку Айртону, но француз продолжил гонку, и бразилец призвал маршалов вытолкать его на трассу. За это он увидел перед собой черный флаг и прекратил участие в гонке. Ален Прост выиграл свой третий титул. Накаленные и до Сузуки отношения с партнером и явный фаворитизм Денниса в пользу последнего (Рон даже просил ФИА дисквалифицировать Проста в пользу Сенны!) вынудили Алена уйти из "конюшни", где он добился самых значимых своих успехов.

     Прост перешел в "Феррари", в напарники к Найджелу Мэнселлу. "Скудерия" впервые за 8 лет могла претендовать на титул, а Сенна и Прост по-прежнему оставались лучшими пилотами в мире. Третий год невероятно красочного противостояния вновь завершился в Сузуке. И вновь очень похоже - столкновением гонщиков. Теперь выгоду от аварии получил Сенна.

     В 1991 году француз уже не мог помешать бразильцу вновь примерить корону. Тот сезон для "Феррари" был крайне неудачным. Хотя поначалу ничто не предвещало провал. Замену Мэнселлу нашли в лице молодого и талантливого соотечественника первого пилота - Жана Алези. Однако автомобиль из Маранелло не мог быть быстрым даже с такими пилотами. Второй раз после дебютного сезона Прост не смог выиграть ни одной гонки в сезоне.

     После череды неудач началось противостояние Проста и спортивного директора "Феррари" - Чезаре Фьорио. Итальянец был уволен со своего поста, но досталось и пилоту. Плохо переносящее критику руководство за этап до финиша сезона избавилось и от недовольного Проста, несмотря на действующий контракт. И хотя после судебных разбирательств команды компенсировала гонщику ущерб, факт остается фактом: все места в топ-командах были заняты.

      Ален не хотел идти в "конюшню"-аутсайдер и предпочел взять годичный отпуск. Так, сезон 1992 года прошел без участия трехкратного чемпиона мира. Возвращение состоялось в 1993 в составе "Уильямса". При подписании контракта Прост специально оговорил, что при нем Сенны в команде не будет - ту гражданскую войну в "МакЛарене" трудно было забыть.

     Явный фаворит сезона Профессор (на "Уильямсе", кстати, стояли французские двигатели "Рено") не обманул ожиданий. "МакЛарен" уже был не тот, Сенна вступал в дуэль лишь эпизодически. Одержав 7 побед, Прост стал четырехкратным чемпионом мира. И на этом его карьера пилота вынужденно закончилась, так как Фрэнк Уильямс подписал контракт с Сенной. Проста никто не выгонял, но прямое пренебрежение пунктом его контракта уязвило француза, и он объявил о завершении карьеры.

      У него было много соблазнов вернуться в автогонки. Прост тестировал "МакЛарен" перед стартом сезона 1995, его звали в "Феррари" в напарники к Шумахеру в 1996 году. Но третьего пришествия Профессора не состоялось. Во многом на это решение повлияла гибель Сенны в Имоле-94...

     Однако Прост не стал статистом. Он выкупил французскую команду "Лижье" и назвал ее своим именем. Дебют "конюшни" "Прост" пришелся на 1997 год. Поначалу все шло великолепно. Оливье Панис, еще один француз, энергично начал сезон. Но тяжелая авария в Канаде, где Оливье сломал себе ноги, не дали свершиться французскому чуду.

     Уже в следующем сезоне все стало иначе. Если год назад команда использовала наработки "Лижье", то первый полностью самостоятельный болид получился неудачным. Двигатели "Пежо" не стали подмогой, скорее наоборот. Приход в команду (в 2000 году) старого знакомого Алези не только не поменял положения дел, но и поссорил двух французов. После сезона 2001 года "Прост" перестала существовать. Великий пилот не смог стать великим менеджером. Успех, может быть, и пришел бы не старайся Ален построить национальную гоночную команду.

     Прежде всего, все помнят гонщика-Проста, Профессора, единственного чемпиона родом из Франции. У этой страны было много прекрасных пилотов, но лишь Прост стал великим.

Главная

Рекорды

История F1

Родился:

24.02.1955

Лоретт, Сен-Шамон, Сент-Этьен

Сезонов в Ф1:

13

Лет в Ф1:

14

Гран При:

202

Старты:

198*

 

 

*не стартовал:

4

Победы:

51

подряд:

4

Подиумы:

106

подряд:

7

Поул-позиции:

33

подряд:

7

Первый ряд:

86

подряд:

16

Быстрые круги:

41

подряд:

2

Лучший финиш:

1

Лучший старт:

1

Дубли:

18

Хет-трики:

8

Лидирование старт/финиш:

7

Большие шлемы:

 

Круги:

10540

лидирования:

2683

Километры:

48968.42

лидирования:

12475.77

Очки:

798.5

за один сезон:

105

 

 

подряд:

9

Год

Команда

Шасси

1980

Marlboro Team McLaren

McLaren M29B

 

 

McLaren M29C

 

 

McLaren M30

McLaren M30

1981

Equipe Renault Elf

Renault RE20B

 

 

Renault RE30

Renault RE30

1982

Equipe Renault Elf

Renault RE30B

1983

Equipe Renault Elf

Renault RE30C

 

 

Renault RE40

Renault RE40

1984

Marlboro McLaren International

McLaren MP4-2

McLaren MP4-2

1985

Marlboro McLaren International

McLaren MP4-2B

McLaren MP4-2B

1986

Marlboro McLaren International

McLaren MP4-2C

McLaren MP4-2C

1987

Marlboro McLaren International

McLaren MP4-3

McLaren MP4-3

1988

Honda Marlboro McLaren

McLaren MP4-4

McLaren MP4-4

1989

Honda Marlboro McLaren

McLaren MP4-5

McLaren MP4-5

1990

Scuderia Ferrari SpA

Ferrari F1-90 (641)

Ferrari F1-90 (641)

1991

Scuderia Ferrari SpA

Ferrari F1-91 (642)

 

 

Ferrari F1-91B (643)

Ferrari F1-91B (643)

1993

Canon Williams Team

Williams FW15C

Williams FW15C

Используются технологии uCoz