Кеке Росберг

 

 

 

 

 

    Среди всех чемпионов мира, Росберг имеет наиболее скромные статистические показатели. Это, в дополнение к победе в сумасшедший сезон-82, может навести на мысль, что Кеке был случайным триумфатором. Однако внимательный взгляд на карьеру Росберга заставляет поменять отношение к этому гонщику.

    Пройдя горнило "Формулы Ви", Росберг стал пилотом команды "Теодор" в 1978 году. Дебют состоялся в ЮАР, где финн (имеющий шведские корни), стартовав с низкой позиции, сошел. Однако, уже вторая гонка в классе "Формулы-1" - неофициальный "Международный приз" в Сильверстоуне преподнесла сенсацию. На влажной трассе скандинавский дебютант выиграл Гран При. Конечно, уровень соперников был далеко не звездным, но не стоит забывать, что и Росберг делал первые шаги на столь высоком уровне, да еще и на "Теодоре".

В официальном сезоне дела складывались плохо: Росберг сменил "Теодор" на "АТС", а эту команду - на "Вольф". Несколько раз Кеке не проходил квалификацию. Результаты не стали, естественно, побудительным мотивом для тим-менеджеров. Первую половину следующего сезона Росберг провел безработным. Но когда Хант в середине сезона покинул "Вольф", распрощавшись также со всей "Ф-1", то Росберг смог продолжить карьеру.

    Финн перешел в "Фиттипальди" в 1980 году. Первая же гонка за новую "конюшню" преподнесла сюрприз - Кеке финишировал третьим в аргентинском Гран При, проиграв только Джонсу и Пике на гораздо более сильных автомобилях. По итогам сезона Росберг опередил своего титулованного напарника - Эмерсона Фиттипальди. На следующий год дела бразильской "конюшни" шли из рук вон плохо. Росберг и бразилец Чико Серра (сменивший завершившего карьеру Эмо) не набрали очков.

Возможно, финну так и пришлось бы прозябать в командах-аутсайдерах, но не было бы счастья, да несчастье помогло. Джонс разругавшись с напарником по "Уильямсу" - Рёйтеманном - закончил карьеру. Руководство команды срочно провело отбор кандидатов и остановило свой выбор на Росберге. Малообъяснимый шаг, ведь за неполных четыре года в элитной лиге на счету финна было лишь 6 очков. Тем не менее, это принесло неожиданные дивиденды.

    Первый пилот Рёйтеманн, проведя два Гран При принял эмоциональное решение и ушел из автогонок (позже Карлос сожалел об этом, но примеру Лауды не последовал). На одну гонку в команду был призван именитый Марио Андретти, а потом на постоянной основе пилотом "конюшни" стал ирландец Дейли. Вот так неожиданно Росберг превратился в первого номера топ-команды. Шансы пилотов "Феррари" - Вильнева и Пирони - были объективно выше. Но Жиль погиб во время бельгийской квалификации, а Пирони сломал ноги во время немецкой гонки (та авария поставила крест на "формульной" карьере Пирони). В отсутствии фаворитов схватку за титул повели Росберг и пилот "МакЛарена" Джон Уотсон. В 1982 году победило 11 пилотов, причем для де Аньелиса ("Лотос"), Тамбэ ("Феррари"), Альборето ("Тиррелл") и Патрезе ("Брэбэм") эти победы стали дебютными. Никто тогда не одержал более двух побед. Но Росберг шел к короне вообще без единого триумфа! На предпоследнем этапе, номинально считавшемся швейцарским, он все же выиграл свою первую гонку и досрочно стал Чемпионом мира. Первым представителем Скандинавии.

     У Росберга практически не было шансов защитить титул - "Уильямс" продолжал использовать атмосферный "Форд", тогда как большинство соперников взяли на вооружение турбодвижки. Но один раз за год Кеке напомнил о себе. На влажном асфальте Монте-Карло, где турбины конкурентов не имели преимуществ, финн выиграл легендарный этап.

     В 1984 году "Уильямс" уже имел турбодвигатель от "Хонды". Но снова команда не могла бороться за титул. Росберг не упускал шанса портить соперникам настроение в самых невыгодных для себя условиях. Во время гонки в Далласе стояла удушающая жара, большинство пилотов сходило: если организм выдерживал страшную жару, то кочковатый асфальт убивал подвеску. В таких условиях Росберг одержал свою самую красивую победу. Снова единственный раз за сезон.

     После того сезона второго пилота "Уильямса" - Жака Лафита - сменил Мэнселл, перешедший из "Лотоса". Если с французом у Кеке были теплые и доверительные отношения, то англичанин сразу впал в немилость. После первых месяцев сотрудничества, правда, Росберг публично признал талант Найджела. "Уильямс-Хонда" постепенно набирал обороты, и пилоты все чаще включались в борьбу "МакЛарена" Проста и "Феррари" Альборето.

     Кеке выиграл первый в истории австралийский Гран При. Знаменательное событие, ведь единственный раз в карьере он смог выиграть более чем одну гонку за сезон! Этот этап стала последней для Росберга в "Уильямсе". Еще раньше он принял решение перейти в "МакЛарен", где, как надеялся, будет иметь больше шансов на второй титул. С этой точки зрения, переход был ошибочным. "Уильямс" становился все сильнее (доказательством чего служит третье место Росберга в сезоне-85), а в "МакЛарене" Росберг не смог противостоять Просту. Останься он в команде "Железного Фрэнка" и его шансы были бы велики. Ведь заменивший его Пике был новым лицом в "конюшне" и не пользовался полной поддержкой команды, особенно если речь шла о конкуренции с Мэнселлом.

     Ален Прост превзошел финна по всем статьям. Поняв, что он не самый быстрый пилот пелетона, Росберг решил закончить выступления. В 1990 году он был пилотом "Пежо" в чемпионате мира спорткаров, а через год - "Мерседеса" в немецком чемпионате "туринг".

Гораздо значительнее агентская деятельность Росберга. Именно он привел в "Формулу-1" своих соотечественников: Юрки-Ярви Лехто и Мику Хаккинена.

     Несмотря на не впечатляющую статистику, Росберг проявлял свое мастерство, как на мокрых трассах, так и под палящим солнцем Техаса. Его успехи подняли в Финляндии интерес к гонкам Первой Формулы, до этого отдающей своих сынов в ралли.

     Вместо послесловия: Надо сказать, что финны отличились высоким КПД. Всего было 6 представителей Суоми в "Формуле-1". Из них двое (Росберг и Хаккинен) выиграли 3 титула, трое (к первым двум добавился недавно Райкконен) побеждали в гонках. Пятеро, так или иначе, выступали в топ-командах (помимо первых трех еще и Сало в "Феррари" 1999 года и Лехто в "Бенеттоне" 1994-го), причем трое - в "МакЛарене"! Единственным исключением выглядит Лео Киннунен - который в нескольких попытках за "Сертиз" в 1974 году лишь раз прошел квалификацию.

Главная

Рекорды

История F1

Родился:

06.12.1948

Стокгольм, Швеция

Сезонов в Ф1:

9

Лет в Ф1:

9

Гран При:

128

Старты:

114*

 

 

*не стартовал:

19

Победы:

5

подряд:

 

Подиумы:

17

подряд:

3

Поул-позиции:

5

подряд:

2

Первый ряд:

10

подряд:

2

Быстрые круги:

3

подряд:

2

Лучший финиш:

1

Лучший старт:

1

Дубли:

 

Хет-трики:

 

Лидирование старт/финиш:

 

Большие шлемы:

 

Круги:

5306

лидирования:

512

Километры:

24449.65

лидирования:

2163.75

Очки:

159.5

за один сезон:

44

 

 

подряд:

6

Год

Команда

Шасси

1978

ATS Racing Team

ATS D1

 

 

ATS HS1

ATS HS1

 

Theodore Racing Hong Kong

Theodore TR1 (Ralt RT1)

 

 

Wolf WR3

 

 

Wolf WR4

1979

Olympus Cameras Wolf Racing

Wolf WR7

 

 

Wolf WR8

Wolf WR8

 

 

Wolf WR8/9

 

 

Wolf WR9

1980

Skol Fittipaldi Team

Fittipaldi F7 (Wolf WR7/9)

 

 

Fittipaldi F8

Fittipaldi F8

1981

Fittipaldi Automotive

Fittipaldi F8C

1982

TAG Williams Racing Team

Williams FW07C

 

 

Williams FW08

Williams FW08

1983

TAG Williams Racing Team

Williams FW08C

Williams FW08C

 

 

Williams FW09

Williams FW09

1984

Williams Grand Prix Engineering

Williams FW09

Williams FW09

 

 

Williams FW09B

Williams FW09B

1985

Canon Williams Honda Team

Williams FW10

Williams FW10

 

 

Williams FW10B

1986

Marlboro McLaren International

McLaren MP4-2C

McLaren MP4-2C

Используются технологии uCoz