Кеке Росберг |
|
Среди всех чемпионов мира, Росберг имеет наиболее скромные статистические показатели. Это, в дополнение к победе в сумасшедший сезон-82, может навести на мысль, что Кеке был случайным триумфатором. Однако внимательный взгляд на карьеру Росберга заставляет поменять отношение к этому гонщику. Пройдя горнило "Формулы Ви", Росберг стал пилотом команды "Теодор" в 1978 году. Дебют состоялся в ЮАР, где финн (имеющий шведские корни), стартовав с низкой позиции, сошел. Однако, уже вторая гонка в классе "Формулы-1" - неофициальный "Международный приз" в Сильверстоуне преподнесла сенсацию. На влажной трассе скандинавский дебютант выиграл Гран При. Конечно, уровень соперников был далеко не звездным, но не стоит забывать, что и Росберг делал первые шаги на столь высоком уровне, да еще и на "Теодоре". В официальном сезоне дела складывались плохо: Росберг сменил "Теодор" на "АТС", а эту команду - на "Вольф". Несколько раз Кеке не проходил квалификацию. Результаты не стали, естественно, побудительным мотивом для тим-менеджеров. Первую половину следующего сезона Росберг провел безработным. Но когда Хант в середине сезона покинул "Вольф", распрощавшись также со всей "Ф-1", то Росберг смог продолжить карьеру. Финн перешел в "Фиттипальди" в 1980 году. Первая же гонка за новую "конюшню" преподнесла сюрприз - Кеке финишировал третьим в аргентинском Гран При, проиграв только Джонсу и Пике на гораздо более сильных автомобилях. По итогам сезона Росберг опередил своего титулованного напарника - Эмерсона Фиттипальди. На следующий год дела бразильской "конюшни" шли из рук вон плохо. Росберг и бразилец Чико Серра (сменивший завершившего карьеру Эмо) не набрали очков. Возможно, финну так и пришлось бы прозябать в командах-аутсайдерах, но не было бы счастья, да несчастье помогло. Джонс разругавшись с напарником по "Уильямсу" - Рёйтеманном - закончил карьеру. Руководство команды срочно провело отбор кандидатов и остановило свой выбор на Росберге. Малообъяснимый шаг, ведь за неполных четыре года в элитной лиге на счету финна было лишь 6 очков. Тем не менее, это принесло неожиданные дивиденды. Первый пилот Рёйтеманн, проведя два Гран При принял эмоциональное решение и ушел из автогонок (позже Карлос сожалел об этом, но примеру Лауды не последовал). На одну гонку в команду был призван именитый Марио Андретти, а потом на постоянной основе пилотом "конюшни" стал ирландец Дейли. Вот так неожиданно Росберг превратился в первого номера топ-команды. Шансы пилотов "Феррари" - Вильнева и Пирони - были объективно выше. Но Жиль погиб во время бельгийской квалификации, а Пирони сломал ноги во время немецкой гонки (та авария поставила крест на "формульной" карьере Пирони). В отсутствии фаворитов схватку за титул повели Росберг и пилот "МакЛарена" Джон Уотсон. В 1982 году победило 11 пилотов, причем для де Аньелиса ("Лотос"), Тамбэ ("Феррари"), Альборето ("Тиррелл") и Патрезе ("Брэбэм") эти победы стали дебютными. Никто тогда не одержал более двух побед. Но Росберг шел к короне вообще без единого триумфа! На предпоследнем этапе, номинально считавшемся швейцарским, он все же выиграл свою первую гонку и досрочно стал Чемпионом мира. Первым представителем Скандинавии. У Росберга практически не было шансов защитить титул - "Уильямс" продолжал использовать атмосферный "Форд", тогда как большинство соперников взяли на вооружение турбодвижки. Но один раз за год Кеке напомнил о себе. На влажном асфальте Монте-Карло, где турбины конкурентов не имели преимуществ, финн выиграл легендарный этап. В 1984 году "Уильямс" уже имел турбодвигатель от "Хонды". Но снова команда не могла бороться за титул. Росберг не упускал шанса портить соперникам настроение в самых невыгодных для себя условиях. Во время гонки в Далласе стояла удушающая жара, большинство пилотов сходило: если организм выдерживал страшную жару, то кочковатый асфальт убивал подвеску. В таких условиях Росберг одержал свою самую красивую победу. Снова единственный раз за сезон. После того сезона второго пилота "Уильямса" - Жака Лафита - сменил Мэнселл, перешедший из "Лотоса". Если с французом у Кеке были теплые и доверительные отношения, то англичанин сразу впал в немилость. После первых месяцев сотрудничества, правда, Росберг публично признал талант Найджела. "Уильямс-Хонда" постепенно набирал обороты, и пилоты все чаще включались в борьбу "МакЛарена" Проста и "Феррари" Альборето. Кеке выиграл первый в истории австралийский Гран При. Знаменательное событие, ведь единственный раз в карьере он смог выиграть более чем одну гонку за сезон! Этот этап стала последней для Росберга в "Уильямсе". Еще раньше он принял решение перейти в "МакЛарен", где, как надеялся, будет иметь больше шансов на второй титул. С этой точки зрения, переход был ошибочным. "Уильямс" становился все сильнее (доказательством чего служит третье место Росберга в сезоне-85), а в "МакЛарене" Росберг не смог противостоять Просту. Останься он в команде "Железного Фрэнка" и его шансы были бы велики. Ведь заменивший его Пике был новым лицом в "конюшне" и не пользовался полной поддержкой команды, особенно если речь шла о конкуренции с Мэнселлом. Ален Прост превзошел финна по всем статьям. Поняв, что он не самый быстрый пилот пелетона, Росберг решил закончить выступления. В 1990 году он был пилотом "Пежо" в чемпионате мира спорткаров, а через год - "Мерседеса" в немецком чемпионате "туринг". Гораздо значительнее агентская деятельность Росберга. Именно он привел в "Формулу-1" своих соотечественников: Юрки-Ярви Лехто и Мику Хаккинена. Несмотря на не впечатляющую статистику, Росберг проявлял свое мастерство, как на мокрых трассах, так и под палящим солнцем Техаса. Его успехи подняли в Финляндии интерес к гонкам Первой Формулы, до этого отдающей своих сынов в ралли. Вместо послесловия: Надо сказать, что финны отличились высоким КПД. Всего было 6 представителей Суоми в "Формуле-1". Из них двое (Росберг и Хаккинен) выиграли 3 титула, трое (к первым двум добавился недавно Райкконен) побеждали в гонках. Пятеро, так или иначе, выступали в топ-командах (помимо первых трех еще и Сало в "Феррари" 1999 года и Лехто в "Бенеттоне" 1994-го), причем трое - в "МакЛарене"! Единственным исключением выглядит Лео Киннунен - который в нескольких попытках за "Сертиз" в 1974 году лишь раз прошел квалификацию. |
Родился: |
06.12.1948 |
Стокгольм, Швеция |
Сезонов в Ф1: |
Лет в Ф1: |
||
Гран При: |
Старты: |
114* |
|
|
|
*не стартовал: |
|
Победы: |
подряд: |
|
|
Подиумы: |
подряд: |
3 |
|
Поул-позиции: |
подряд: |
2 |
|
Первый ряд: |
подряд: |
2 |
|
Быстрые круги: |
подряд: |
2 |
|
Лучший финиш: |
Лучший старт: |
||
Дубли: |
|
Хет-трики: |
|
Лидирование старт/финиш: |
|
Большие шлемы: |
|
Круги: |
лидирования: |
||
Километры: |
лидирования: |
||
Очки: |
за один сезон: |
44 |
|
|
|
подряд: |
6 |
Год |
Команда |
Шасси |
ATS Racing Team |
ATS D1 |
|
|
|
ATS HS1 |
|
Theodore Racing Hong Kong |
Theodore TR1 (Ralt RT1) |
|
|
Wolf WR3 |
|
|
Wolf WR4 |
Olympus Cameras Wolf Racing |
Wolf WR7 |
|
|
|
Wolf WR8 |
|
|
Wolf WR8/9 |
|
|
Wolf WR9 |
Skol Fittipaldi Team |
Fittipaldi F7 (Wolf WR7/9) |
|
|
|
Fittipaldi F8 |
Fittipaldi Automotive |
Fittipaldi F8C |
|
TAG Williams Racing Team |
Williams FW07C |
|
|
|
Williams FW08 |
TAG Williams Racing Team |
Williams FW08C |
|
|
|
Williams FW09 |
Williams Grand Prix Engineering |
Williams FW09 |
|
|
|
Williams FW09B |
Canon Williams Honda Team |
Williams FW10 |
|
|
|
Williams FW10B |
Marlboro McLaren International |
McLaren MP4-2C |