Нельсон Пике |
|
Нельсон Пике стал великим автогонщиком благодаря своему техническому совершенству и умению просчитывать на несколько ходов вперед. Настоящая фамилия Пике - Сотамайор, но так как отец Нельсона был известным в Бразилии политиком, то сын выступал под девичьей фамилией матери. Отец же хотел видеть сына теннисистом, и лишь настойчивость Пике привела его в мир автоспорта. Путь Нельсона к вершинам автоспорта не был оригинальным: после успехов в национальной "Формуле Супер Ви" в 1977 он переехал в Европу для участия в "Ф-3". На следующий год Пике блестяще выиграл британскую "Формулу-3". Это не могло не привлечь внимание боссов Большого Цирка, и на немецком этапе Пике дебютировал за рулем болида "Энзайн". В гонке новичок сошел, а в последующих Гран При он пилотировал собственный "МакЛарен". И хотя бразильцу не удалось набрать очков, он привлек внимание Берни Экклстоуна - в ту пору шефа "Брэбэма". Уже на последнем этапе Пике был в цветах новой команды. Сотрудничество с Экклстоуном оказалось долгим и плодотворным. Первый полный сезон, однако, был полон разочарования - команда "Брэбэм" столкнулась со множеством технических проблем. И если в квалификации дела обстояли порой неплохо, то в гонках Лауда и Пике наскребли на двоих 7 очков. Тем не менее, этот год был во многом определяющим для Нельсона. После неожиданного ухода Лауды, именно молодой бразилец стал первым номером команды. И в дальнейшем он не имел соперников внутри команды. Первая попытка восхождения на гоночный Эверест была предпринята в 1980 году. Пике одержал свои первые победы. Тогда в "Формуле-1" происходила постепенная переоценка ценностей. В роли фаворитов оказались "Уильямс" и "Брэбэм", имеющий мало общего с командой Черного Джека 60-х. Австралиец Джонс и бразилец Пике разыграли между собой титул. Нельсон имел неплохие шансы, но сходы на двух финальных этапов сделали его "всего лишь" вице-чемпионом. Пилоты "Уильямса" - Джонс и Рёйтеманн были соперниками Пике и в следующем году. Нельсон провалил середину чемпионата, да и автомобиль Патрика Хеда был объективнее сильнее "Брэбэма". Но соперники так и не смогли определить, кому же из них выигрывать титул. Перед последней гонкой Джонс уже потерял все шансы, а Пике проигрывал аргентинцу Рёйтеманну 2 очка. Бразилец финишировал пятым, в то время как Карлос лишь восьмым. С минимальным преимуществом победа досталась Пике. Второй бразилец после Эмерсона Фиттипальди стал лучшим в "Формуле-1". А вот напарник Пике - мексиканец Ребак не смог поддержать Нельсона и "Брэбэм" проиграла Кубок Конструкторов. И уникальный случай для Королевских гонок - третий год подряд сильнейшая тройка пилотов года состоит из не-европейцев. Экклстоун вовремя понял, что время атмосферного "Косворта" прошло, и заключил соглашение с "БМВ". Баварский автогигант лишь начинал осваиваться в "Формуле-1", поэтому "детские болезни" их турбодвигателя были неизбежны. Пике лишь раз победил (в Канаде), и уступил свое звание. Бразилец был лишь одиннадцатым в чемпионате, уступив даже своему новому напарнику - Патрезе. Но талант тонкого настройщика и совершенствование моторостроителей из Мюнхена поменяло ситуацию очень скоро. Пике снова был на коне в 1983 году. Его второй титул, как и первый, был выигран не без проблем из стана соперников. Главный конкурент бразильца - Ален Прост из "Рено" - был очень близок к чемпионскому званию, но разногласия внутри французской команды не дали ему сделать последний шаг. Если Рёйтеманн в свое время проиграл 1 очко, то Прост - 2. Но не стоит умалять заслуг самого Пике. Он точно знал, чего хочет - финишировать, а не победить. Расчетливость и стабильность - вот козыри бразильца. Победа тем ценнее, что проигравшим оказался Профессор Прост, также не склонный к глупому геройству. Снова, как и два года назад, команда Нельсона не выиграла командный зачет. Здесь тоже вмешались французы - на сей раз пилоты "Феррари" Арну и Тамбэ. Следующие два года разочаровали Нельсона. Он одержал за это время 3 победы, но уже не мог на равных сражаться с соперниками. В 1985 году Пике понял, что после 7 лет в "Брэбэме" пришла пора менять команду - отсутствие прогресса усугубил переход на шины "Пирелли". Не последнюю роль сыграл и денежный фактор. Когда Пике еще только приходил в "Брэбэм", Экклстоун подписал с ним долгосрочный и сравнительно дешевый контракт. Теперь же бразилец не был зеленым новичком, а двукратным чемпионом мира и справедливо считал, что достоин большего. Это большее он получил в "Уильямсе", где заменил другого чемпиона мира - Росберга. Уже в первый сезон в новой "конюшне" Пике мог выиграть титул. Но теперь судьба отыгралась за все. Напарник и соперник Мэнселл не играл роль верного Санчо Пансы, как предыдущие партнеры Пике. И междоусобица в "Уильямсе" как и в 1981 году не позволила пилоту этой команды короноваться на царство. К тому же в серьезную аварию попал Фрэнк Уильямс, навсегда оказавшись прикованным к инвалидной коляске. До последней гонки в Австралии трое пилотов сохраняли шансы на чемпионство: помимо Пике и Мэнселла, еще и старый знакомый Прост на "МакЛарене". Ален стал чемпионом благодаря "резиновой дезинформации", запущенной Роном Деннисом. В "Уильямсе" поверили, что шины "Мишлен" (которые использовали обе команды-соперницы) выдержат всю дистанцию. В итоге "Уильямсы" сошли, а чемпионом стал Прост. Но этой ситуации могло и не быть, если бы напарники раньше бы договорились о делении на первый и второй номера. Зато теперь, впервые в карьере, команда Пике выиграла Кубок Конструкторов. Состав команды остался неизменным на следующий сезон. Можно только представлять какая обстановка царила в боксах "Уильямса". Мэнселл выиграл вдвое больше гонок, чем Пике, но бразилец набрал больше очков. Классическое торжество разума над напором. Таким образом, Пике стал трехкратным чемпионом мира. И покинул команду, так как дальше не мог находиться рядом с Мэнселлом. Плюс к тому присутствовала обида на руководство команды - Нельсон считал, что те обязаны были его поддержать в решающие моменты. Пике перешел в "Лотос", на место Сенны, соотечественника, которого Нельсон недолюбливал. И здесь начался последний этап карьеры бразильца. Если первый сезон в некогда великой команде был все же неплох - шестое место в чемпионате, то после потери моторов "Хонда" и переход на слабенький "Джадд", дела пошли совсем никак. Пике уже не боролся за победы, золото его корон тускнело. Пике снова меняет команду - на сей раз его приютил "Бенеттон". И хотя здесь тоже не удалось составить конкуренцию Сенне и Просту, звание лучшего из остальных (то есть бронза сезона) было у бразильца. Когда в Японии Айртон и Ален выбыли из гонки, Пике одержал первую за 3 года победу. Вторым был его напарник, соотечественник и друг Роберто Морено. Нельсону удалось также победить и на следующем этапе в Австралии. Последний год в "Формуле-1" также не стал особенно ярким. Победа в Канаде стала последней в карьере. Пике было 39 лет, но он еще соглашался продолжать участвовать в Гран При. Однако, годы в "Лотосе" и "Бенеттоне" не способствовали интересу со стороны ведущих команд. На слуху были новые имена. Не желая продолжать быть середняком, Пике оставил "Формулу-1". Он рассчитывал попробовать себя в легендарной Инди-500, но серьезная травма ноги, полученная в практическом заезде Инди, не дала возможность это осуществить. Пике был гениальным тактиком, острым на язык. Доставалось от него и Мэнселлу, и жене Мэнселла, и Сенне и еще очень многим. Пике говорил то, что думал. Но запомнился он, в первую очередь, как один из лучших пилотов 80-х годов. Со своим латиноамериканским колоритом. |
Родился: |
17.08.1952 |
Рио-де-Жанейро |
Сезонов в Ф1: |
Лет в Ф1: |
||
Гран При: |
Старты: |
203* |
|
|
|
*не стартовал: |
|
Победы: |
подряд: |
2 |
|
Подиумы: |
подряд: |
9 |
|
Поул-позиции: |
подряд: |
3 |
|
Первый ряд: |
подряд: |
5 |
|
Быстрые круги: |
подряд: |
3 |
|
Лучший финиш: |
Лучший старт: |
||
Дубли: |
Хет-трики: |
||
Лидирование старт/финиш: |
Большие шлемы: |
||
Круги: |
лидирования: |
||
Километры: |
лидирования: |
||
Очки: |
за один сезон: |
76 |
|
|
|
подряд: |
11 |
Год |
Команда |
Шасси |
Parmalat Racing Team |
Brabham BT46 |
|
|
Team Tissot Ensign |
Ensign N177 |
|
B & S Fabrications |
McLaren M23B |
Parmalat Racing Team |
Brabham BT46 |
|
|
|
Brabham BT48 |
|
|
Brabham BT49 |
Parmalat Racing Team |
Brabham BT49 |
|
Parmalat Racing Team |
Brabham BT49C |
|
|
|
Brabham BT50 |
Parmalat Racing Team |
Brabham BT49D |
|
|
|
Brabham BT50 |
Fila Sport |
Brabham BT52 |
|
|
|
Brabham BT52B |
MRD International |
Brabham BT53 |
|
Motor Racing Developments |
Brabham BT54 |
|
Canon Williams Honda Team |
Williams FW11 |
|
Canon Williams Honda Team |
Williams FW11B |
|
Camel Team Lotus Honda |
Lotus 100T |
|
Camel Team Lotus |
Lotus 101 |
|
Benetton Formula Ltd |
Benetton B189B |
|
|
|
Benetton B190 |
Camel Benetton Ford |
Benetton B190B |
|
|
|
Benetton B191 |