Нельсон Пике

 

 

 

 

 

     Нельсон Пике стал великим автогонщиком благодаря своему техническому совершенству и умению просчитывать на несколько ходов вперед. Настоящая фамилия Пике - Сотамайор, но так как отец Нельсона был известным в Бразилии политиком, то сын выступал под девичьей фамилией матери. Отец же хотел видеть сына теннисистом, и лишь настойчивость Пике привела его в мир автоспорта.

     Путь Нельсона к вершинам автоспорта не был оригинальным: после успехов в национальной "Формуле Супер Ви" в 1977 он переехал в Европу для участия в "Ф-3". На следующий год Пике блестяще выиграл британскую "Формулу-3". Это не могло не привлечь внимание боссов Большого Цирка, и на немецком этапе Пике дебютировал за рулем болида "Энзайн". В гонке новичок сошел, а в последующих Гран При он пилотировал собственный "МакЛарен". И хотя бразильцу не удалось набрать очков, он привлек внимание Берни Экклстоуна - в ту пору шефа "Брэбэма". Уже на последнем этапе Пике был в цветах новой команды.

     Сотрудничество с Экклстоуном оказалось долгим и плодотворным. Первый полный сезон, однако, был полон разочарования - команда "Брэбэм" столкнулась со множеством технических проблем. И если в квалификации дела обстояли порой неплохо, то в гонках Лауда и Пике наскребли на двоих 7 очков. Тем не менее, этот год был во многом определяющим для Нельсона. После неожиданного ухода Лауды, именно   молодой бразилец стал первым номером команды. И в дальнейшем он не имел соперников внутри команды.

     Первая попытка восхождения на гоночный Эверест была предпринята в 1980 году. Пике одержал свои первые победы. Тогда в "Формуле-1" происходила постепенная переоценка ценностей. В роли фаворитов оказались "Уильямс" и "Брэбэм", имеющий мало общего с командой Черного Джека 60-х. Австралиец Джонс и бразилец Пике разыграли между собой титул. Нельсон имел неплохие шансы, но сходы на двух финальных этапов сделали его "всего лишь" вице-чемпионом.

     Пилоты "Уильямса" - Джонс и Рёйтеманн были соперниками Пике и в следующем году. Нельсон провалил середину чемпионата, да и автомобиль Патрика Хеда был объективнее сильнее "Брэбэма". Но соперники так и не смогли определить, кому же из них выигрывать титул. Перед последней гонкой Джонс уже потерял все шансы, а Пике проигрывал аргентинцу Рёйтеманну 2 очка. Бразилец финишировал пятым, в то время как Карлос лишь восьмым. С минимальным преимуществом победа досталась Пике. Второй бразилец после Эмерсона Фиттипальди стал лучшим в "Формуле-1". А вот напарник Пике - мексиканец Ребак не смог поддержать Нельсона и "Брэбэм" проиграла Кубок Конструкторов. И уникальный случай для Королевских гонок - третий год подряд сильнейшая тройка пилотов года состоит из не-европейцев.

     Экклстоун вовремя понял, что время атмосферного "Косворта" прошло, и заключил соглашение с "БМВ". Баварский автогигант лишь начинал осваиваться в "Формуле-1", поэтому "детские болезни" их турбодвигателя были неизбежны. Пике лишь раз победил (в Канаде), и уступил свое звание. Бразилец был лишь одиннадцатым в чемпионате, уступив даже своему новому напарнику - Патрезе.

     Но талант тонкого настройщика и совершенствование моторостроителей из Мюнхена поменяло ситуацию очень скоро. Пике снова был на коне в 1983 году. Его второй титул, как и первый, был выигран не без проблем из стана соперников. Главный конкурент бразильца - Ален Прост из "Рено" - был очень близок к чемпионскому званию, но разногласия внутри французской команды не дали ему сделать последний шаг. Если Рёйтеманн в свое время проиграл 1 очко, то Прост - 2. Но не стоит умалять заслуг самого Пике. Он точно знал, чего хочет - финишировать, а не победить. Расчетливость и стабильность - вот козыри бразильца. Победа тем ценнее, что проигравшим оказался Профессор Прост, также не склонный к глупому геройству. Снова, как и два года назад, команда Нельсона не выиграла командный зачет. Здесь тоже вмешались французы - на сей раз пилоты "Феррари" Арну и Тамбэ.

     Следующие два года разочаровали Нельсона. Он одержал за это время 3 победы, но уже не мог на равных сражаться с соперниками. В 1985 году Пике понял, что после 7 лет в "Брэбэме" пришла пора менять команду - отсутствие прогресса усугубил переход на шины "Пирелли".

Не последнюю роль сыграл и денежный фактор. Когда Пике еще только приходил в "Брэбэм", Экклстоун подписал с ним долгосрочный и сравнительно дешевый контракт. Теперь же бразилец не был зеленым новичком, а двукратным чемпионом мира и справедливо считал, что достоин большего.

     Это большее он получил в "Уильямсе", где заменил другого чемпиона мира - Росберга. Уже в первый сезон в новой "конюшне" Пике мог выиграть титул. Но теперь судьба отыгралась за все. Напарник и соперник Мэнселл не играл роль верного Санчо Пансы, как предыдущие партнеры Пике. И междоусобица в "Уильямсе" как и в 1981 году не позволила пилоту этой команды короноваться на царство. К тому же в серьезную аварию попал Фрэнк Уильямс, навсегда оказавшись прикованным к инвалидной коляске. До последней гонки в Австралии трое пилотов сохраняли шансы на чемпионство: помимо Пике и Мэнселла, еще и старый знакомый Прост на "МакЛарене". Ален стал чемпионом благодаря "резиновой дезинформации", запущенной Роном Деннисом. В "Уильямсе" поверили, что шины "Мишлен" (которые использовали обе команды-соперницы) выдержат всю дистанцию. В итоге "Уильямсы" сошли, а чемпионом стал Прост. Но этой ситуации могло и не быть, если бы напарники раньше бы договорились о делении на первый и второй номера. Зато теперь, впервые в карьере, команда Пике выиграла Кубок Конструкторов.

      Состав команды остался неизменным на следующий сезон. Можно только представлять какая обстановка царила в боксах "Уильямса". Мэнселл выиграл вдвое больше гонок, чем Пике, но бразилец набрал больше очков. Классическое торжество разума над напором. Таким образом, Пике стал трехкратным чемпионом мира. И покинул команду, так как дальше не мог находиться рядом с Мэнселлом. Плюс к тому присутствовала обида на руководство команды - Нельсон считал, что те обязаны были его поддержать в решающие моменты.

     Пике перешел в "Лотос", на место Сенны, соотечественника, которого Нельсон недолюбливал. И здесь начался последний этап карьеры бразильца. Если первый сезон в некогда великой команде был все же неплох - шестое место в чемпионате, то после потери моторов "Хонда" и переход на слабенький "Джадд", дела пошли совсем никак. Пике уже не боролся за победы, золото его корон тускнело.

     Пике снова меняет команду - на сей раз его приютил "Бенеттон". И хотя здесь тоже не удалось составить конкуренцию Сенне и Просту, звание лучшего из остальных (то есть бронза сезона) было у бразильца. Когда в Японии Айртон и Ален выбыли из гонки, Пике одержал первую за 3 года победу. Вторым был его напарник, соотечественник и друг Роберто Морено. Нельсону удалось также победить и на следующем этапе в Австралии. Последний год в "Формуле-1" также не стал особенно ярким. Победа в Канаде стала последней в карьере. Пике было 39 лет, но он еще соглашался продолжать участвовать в Гран При. Однако, годы в "Лотосе" и "Бенеттоне" не способствовали интересу со стороны ведущих команд. На слуху были новые имена. Не желая продолжать быть середняком, Пике оставил "Формулу-1". Он рассчитывал попробовать себя в легендарной Инди-500, но серьезная травма ноги, полученная в практическом заезде Инди, не дала возможность это осуществить.

     Пике был гениальным тактиком, острым на язык. Доставалось от него и Мэнселлу, и жене Мэнселла, и Сенне и еще очень многим. Пике говорил то, что думал. Но запомнился он, в первую очередь, как один из лучших пилотов 80-х годов. Со своим латиноамериканским колоритом.

Главная

Рекорды

История F1

Родился:

17.08.1952

Рио-де-Жанейро

Сезонов в Ф1:

14

Лет в Ф1:

14

Гран При:

207

Старты:

203*

 

 

*не стартовал:

5

Победы:

23

подряд:

2

Подиумы:

60

подряд:

9

Поул-позиции:

24

подряд:

3

Первый ряд:

44

подряд:

5

Быстрые круги:

23

подряд:

3

Лучший финиш:

1

Лучший старт:

1

Дубли:

5

Хет-трики:

3

Лидирование старт/финиш:

4

Большие шлемы:

3

Круги:

9872

лидирования:

1601

Километры:

45566.45

лидирования:

7616.45

Очки:

485.5

за один сезон:

76

 

 

подряд:

11

Год

Команда

Шасси

1978

Parmalat Racing Team

Brabham BT46

Brabham BT46

 

Team Tissot Ensign

Ensign N177

Ensign N177

 

B & S Fabrications

McLaren M23B

McLaren M23B

1979

Parmalat Racing Team

Brabham BT46

Brabham BT46

 

 

Brabham BT48

Brabham BT48

 

 

Brabham BT49

Brabham BT49

1980

Parmalat Racing Team

Brabham BT49

Brabham BT49

1981

Parmalat Racing Team

Brabham BT49C

Brabham BT49C

 

 

Brabham BT50

Brabham BT50

1982

Parmalat Racing Team

Brabham BT49D

 

 

Brabham BT50

Brabham BT50

1983

Fila Sport

Brabham BT52

Brabham BT52

 

 

Brabham BT52B

Brabham BT52B

1984

MRD International

Brabham BT53

Brabham BT53

1985

Motor Racing Developments

Brabham BT54

Brabham BT54

1986

Canon Williams Honda Team

Williams FW11

Williams FW11

1987

Canon Williams Honda Team

Williams FW11B

1988

Camel Team Lotus Honda

Lotus 100T

Lotus 100T

1989

Camel Team Lotus

Lotus 101

Lotus 101

1990

Benetton Formula Ltd

Benetton B189B

 

 

Benetton B190

Benetton B190

1991

Camel Benetton Ford

Benetton B190B

 

 

Benetton B191

Benetton B191

Используются технологии uCoz