Алан Джонс |
|
Несмотря на то, что Джонс всегда считался талантливым пилотом, очень долго он не мог попасть за руль хорошего автомобиля. По сути, вся карьера австралийца прошла в молодых командах, которые в огромном количестве зародились в 70-х. Лишь приход в "Уильямс" принес Алану долгожданный успех. Здесь, впрочем, тоже были неприятные моменты, но обо всем по порядку. Судьба Джонса была предопределена - его отец Стен был известным автогонщиком Австралии, и сын всегда наблюдал за его участием в соревнованиях. В начале семидесятых Алан, как и все не-европейцы, желающие расти как автогонщики, отправился в Европу. Несколько лет в юниорских соревнованиях не принесли пилоту какой-либо славы, но и провалов особенных не было. В 1975 он дебютировал в Гран При Испании за рулем "Хескета". Старт с двадцатого места и сход в гонке - вот и все, чего смог добиться Алан. Проведя еще несколько этапов за аристократическую команду, Джонс перешел в "Хилл". Здесь он регулярно доезжал до финиша, а на Гран При Германии набрал первые очки в карьере. Едва начавшись, карьера австралийца могла оборваться в авиакатастрофе. В ноябре 1975 года погибли руководитель команды двукратный чемпион мира Грэм Хилл, молодой и талантливый пилот Тони Брайз, а также инженер и трое механиков. В самолете должен был находиться и Джонс, но к счастью этого не произошло. После гибели Хилла, его команда прекратила существование. Джонс перешел в "конюшню" другого чемпиона мира - Джона Сертиза. И стал единственным пилотом в сезоне, приводившим "Сертиз" в очковую зону. Уровень команды никогда не был по-настоящему высок, поэтому 7 очков Алана следует считать хорошим достижением. В 1977 Джонс оказывается в четвертой команде за 3 года - в "Шэдоу". Украшением сезона стала первая в карьере победа в австрийском Гран При. Это также единственная победа в активе команды "Шэдоу". В целом "теневые" машины не могли тягаться с лидерами, но стабильные выступления Джонса принесли ему седьмое место в итоговой классификации. И снова Алан меняет команду! Теперь он пилот "Уильямса". Фрэнк Уильямс уже 10 лет участвовал в "Формуле-1", большей частью используя автомобили других команд. С конца же семидесятых он и Патрик Хед решают строить собственное шасси. На должность пилота (единственного в то время для команды) приглашен Джонс, который смог наладить контакт с руководством "конюшни". Болиды "Уильямса" чаще сходили, чем финишировали, но все же прогресс был налицо. В Лонг-Бич Джонс проиграл только Рёйтеманну на "Феррари" - гораздо более непримиримая борьба ждала этих пилотов через 3 года. Уже в 1979 году "Уильямс" разом вырос из гадкого утенка в прекрасного лебедя. Джонс, вопреки традициям, не стал менять команду. И в паре в Регаццони они принесли первые победы для Уильямса и Хеда. В Сильверстоуне Алан впервые в собственной карьере и в истории команды стартует с поул-позиции. В гонке австралиец сходит, но упавшее было знамя подхватывает Регаццони, принося первую победу в истории команды. Следующие три Гран При уже Джонсу нет равных. А победой в Монреале он доводит число триумфов в сезоне до четырех. Лишь очковый задел, созданный пилотами "Феррари" в первой половине чемпионата не позволяет Джонсу назваться чемпионом мира, хотя он чаще Шектера и Вильнева побеждал за сезон. В 1980 году рост команды не замедлился. Алан мог одержать и более убедительную победу в чемпионате, не разразись конфликт между ФИА и ФОА. Так испанская гонка, в которой победил Джонс, была признана вне чемпионата "Ф-1". Тем не менее, австралиец одержал 5 побед и опередил Нельсона Пике ("Брэбэм") и собственного партнера - Рёйтеманна. На следующий сезон "Уильямс" располагал объективно сильнейшим автомобилем, но случилась первая (хоть и не последняя) гражданская война внутри команды. Джонс был любимчиком Уильямса и Хеда, чего больше не мог сказать про себя ни один пилот. И команда играла на стороне Алана, желая видеть его двукратным чемпионом планеты. Шансы Рёйтеманна были выше, но "конюшня" упорно не замечала успехов аргентинца. Как следствие, победила третья сторона - Пике. Рёйтеманн уступил лишь одно очко бразильцу… К убок Конструкторов не стал очень уж сладкой пилюлей - ведь "Уильямс" добровольно упустил титул, не сумев навести порядок в своих рядах. После той горькой неудачи Джонс объявил о завершении карьеры пилота "Формулы-1". Он продолжал участвовать в автогонках, пилотируя "Порше" в национальном чемпионате спортивных автомобилей у себя на родине. В 1983 году Джонс вернулся в Большой Цирк за рулем "Эрроуза". За полтора месяца до Большого Приза США, где должно было состояться возвращение чемпиона, Алан упал с лошади и сломал ногу. Он не отложил старт в гонке, однако был вынужден сойти из-за сильных болей. В 1985 году с большой помпой дебютировала команда "Хаас/Лола" - известные имена в американском автоспорте. Пилотом был объявлен Джонс. Приняв участие в последних этапах сезона-85, "конюшня" объявила о полной занятости на следующий год. Поэтому несколько гонок в 1985 были объявлены как проба сил. Сил, как оказалось, небольших. За весь сезон Джонс и его партнер француз Тамбэ наскребли 6 очков на двоих. И после столь разочаровывающего сезона сорокалетний австралиец принял решение окончательно повесить шлем на гвоздь. Алан Джонс был великолепным пилотом, доказательством чего служит не только его титул 1980 года, но и очки в каждом сезоне (не считая не полного участия в 1983 - 1 гонка, и в 1985 - 4 гонки). Лишь раз за карьеру он набрал очков меньше, чем напарник по команде. И это при том, что за исключением трех лет в "Уильямсе", в распоряжении Алана не было конкурентоспособного автомобиля. |
Родился: |
02.11.1946 |
Мельбурн, Виктория |
Сезонов в Ф1: |
Лет в Ф1: |
||
Гран При: |
Старты: |
116* |
|
|
|
*не стартовал: |
|
Победы: |
подряд: |
3 |
|
Подиумы: |
подряд: |
5 |
|
Поул-позиции: |
подряд: |
3 |
|
Первый ряд: |
подряд: |
4 |
|
Быстрые круги: |
подряд: |
2 |
|
Лучший финиш: |
Лучший старт: |
||
Дубли: |
Хет-трики: |
||
Лидирование старт/финиш: |
Большие шлемы: |
|
|
Круги: |
лидирования: |
||
Километры: |
лидирования: |
||
Очки: |
за один сезон: |
71 |
|
|
|
подряд: |
6 |
Год |
Команда |
Шасси |
Custom Made Harry Stiller Racing |
Hesketh 308 |
|
|
Embassy Racing with Graham Hill |
Hill GH1 |
Durex Team Surtees |
Surtees TS19 |
|
|
Durex/Theodore Team Surtees |
Surtees TS19 |
Shadow Racing Team |
Shadow DN8 |
|
Williams Grand Prix Engineering |
Williams FW06 |
|
Albilad-Saudia Racing Team |
Williams FW06 |
|
|
|
Williams FW07 |
Albilad-Williams Racing Team |
Williams FW07 |
|
|
|
Williams FW07B |
Albilad-Williams Racing Team |
Williams FW07C |
|
|
TAG Williams Racing Team |
Williams FW07C |
Arrows Racing Team |
Arrows A6 |
|
Team Haas (USA) Ltd |
Lola THL1 |
|
Team Haas (USA) Ltd |
Lola THL1 |
|
|
|
Lola THL2 |