Алан Джонс

 

 

 

 

 

     Несмотря на то, что Джонс всегда считался талантливым пилотом, очень долго он не мог попасть за руль хорошего автомобиля. По сути, вся карьера австралийца прошла в молодых командах, которые в огромном количестве зародились в 70-х. Лишь приход в "Уильямс" принес Алану долгожданный успех. Здесь, впрочем, тоже были неприятные моменты, но обо всем по порядку.

     Судьба Джонса была предопределена - его отец Стен был известным автогонщиком Австралии, и сын всегда наблюдал за его участием в соревнованиях. В начале семидесятых Алан, как и все не-европейцы, желающие расти как автогонщики, отправился в Европу. Несколько лет в юниорских соревнованиях не принесли пилоту какой-либо славы, но и провалов особенных не было.

     В 1975 он дебютировал в Гран При Испании за рулем "Хескета". Старт с двадцатого места и сход в гонке - вот и все, чего смог добиться Алан. Проведя еще несколько этапов за аристократическую команду, Джонс перешел в "Хилл". Здесь он регулярно доезжал до финиша, а на Гран При Германии набрал первые очки в карьере. Едва начавшись, карьера австралийца могла оборваться в авиакатастрофе. В ноябре 1975 года погибли руководитель команды двукратный чемпион мира Грэм Хилл, молодой и талантливый пилот Тони Брайз, а также инженер и трое механиков. В самолете должен был находиться и Джонс, но к счастью этого не произошло.

     После гибели Хилла, его команда прекратила существование. Джонс перешел в "конюшню" другого чемпиона мира - Джона Сертиза. И стал единственным пилотом в сезоне, приводившим "Сертиз" в очковую зону. Уровень команды никогда не был по-настоящему высок, поэтому 7 очков Алана следует считать хорошим достижением.

      В 1977 Джонс оказывается в четвертой команде за 3 года - в "Шэдоу". Украшением сезона стала первая в карьере победа в австрийском Гран При. Это также единственная победа в активе команды "Шэдоу". В целом "теневые" машины не могли тягаться с лидерами, но стабильные выступления Джонса принесли ему седьмое место в итоговой классификации.

     И снова Алан меняет команду! Теперь он пилот "Уильямса". Фрэнк Уильямс уже 10 лет участвовал в "Формуле-1", большей частью используя автомобили других команд. С конца же семидесятых он и Патрик Хед решают строить собственное шасси. На должность пилота (единственного в то время для команды) приглашен Джонс, который смог наладить контакт с руководством "конюшни".

     Болиды "Уильямса" чаще сходили, чем финишировали, но все же прогресс был налицо. В Лонг-Бич Джонс проиграл только Рёйтеманну на "Феррари" - гораздо более непримиримая борьба ждала этих пилотов через 3 года.

     Уже в 1979 году "Уильямс" разом вырос из гадкого утенка в прекрасного лебедя. Джонс, вопреки традициям, не стал менять команду. И в паре в Регаццони они принесли первые победы для Уильямса и Хеда. В Сильверстоуне Алан впервые в собственной карьере и в истории команды стартует с поул-позиции. В гонке австралиец сходит, но упавшее было знамя подхватывает Регаццони, принося первую победу в истории команды. Следующие три Гран При уже Джонсу нет равных. А победой в Монреале он доводит число триумфов в сезоне до четырех. Лишь очковый задел, созданный пилотами "Феррари" в первой половине чемпионата не позволяет Джонсу назваться чемпионом мира, хотя он чаще Шектера и Вильнева побеждал за сезон.

     В 1980 году рост команды не замедлился. Алан мог одержать и более убедительную победу в чемпионате, не разразись конфликт между ФИА и ФОА. Так испанская гонка, в которой победил Джонс, была признана вне чемпионата "Ф-1". Тем не менее, австралиец одержал 5 побед и опередил Нельсона Пике ("Брэбэм") и собственного партнера - Рёйтеманна.

     На следующий сезон "Уильямс" располагал объективно сильнейшим автомобилем, но случилась первая (хоть и не последняя) гражданская война внутри команды. Джонс был любимчиком Уильямса и Хеда, чего больше не мог сказать про себя ни один пилот. И команда играла на стороне Алана, желая видеть его двукратным чемпионом планеты. Шансы Рёйтеманна были выше, но "конюшня" упорно не замечала успехов аргентинца. Как следствие, победила третья сторона - Пике. Рёйтеманн уступил лишь одно очко бразильцу…

К     убок Конструкторов не стал очень уж сладкой пилюлей - ведь "Уильямс" добровольно упустил титул, не сумев навести порядок в своих рядах. После той горькой неудачи Джонс объявил о завершении карьеры пилота "Формулы-1".

     Он продолжал участвовать в автогонках, пилотируя "Порше" в национальном чемпионате спортивных автомобилей у себя на родине. В 1983 году Джонс вернулся в Большой Цирк за рулем "Эрроуза". За полтора месяца до Большого Приза США, где должно было состояться возвращение чемпиона, Алан упал с лошади и сломал ногу. Он не отложил старт в гонке, однако был вынужден сойти из-за сильных болей.

     В 1985 году с большой помпой дебютировала команда "Хаас/Лола" - известные имена в американском автоспорте. Пилотом был объявлен Джонс. Приняв участие в последних этапах сезона-85, "конюшня" объявила о полной занятости на следующий год. Поэтому несколько гонок в 1985 были объявлены как проба сил. Сил, как оказалось, небольших. За весь сезон Джонс и его партнер француз Тамбэ наскребли 6 очков на двоих. И после столь разочаровывающего сезона сорокалетний австралиец принял решение окончательно повесить шлем на гвоздь.

     Алан Джонс был великолепным пилотом, доказательством чего служит не только его титул 1980 года, но и очки в каждом сезоне (не считая не полного участия в 1983 - 1 гонка, и в 1985 - 4 гонки). Лишь раз за карьеру он набрал очков меньше, чем напарник по команде. И это при том, что за исключением трех лет в "Уильямсе", в распоряжении Алана не было конкурентоспособного автомобиля.

Главная

Рекорды

История F1

Родился:

02.11.1946

Мельбурн, Виктория

Сезонов в Ф1:

10

Лет в Ф1:

12

Гран При:

117

Старты:

116*

 

 

*не стартовал:

1

Победы:

12

подряд:

3

Подиумы:

24

подряд:

5

Поул-позиции:

6

подряд:

3

Первый ряд:

13

подряд:

4

Быстрые круги:

13

подряд:

2

Лучший финиш:

1

Лучший старт:

1

Дубли:

2

Хет-трики:

2

Лидирование старт/финиш:

2

Большие шлемы:

 

Круги:

5556

лидирования:

589

Километры:

25908.57

лидирования:

2846.23

Очки:

206

за один сезон:

71

 

 

подряд:

6

Год

Команда

Шасси

1975

Custom Made Harry Stiller Racing

Hesketh 308

Hesketh 308

 

Embassy Racing with Graham Hill

Hill GH1

1976

Durex Team Surtees

Surtees TS19

Surtees TS19

 

Durex/Theodore Team Surtees

Surtees TS19

Surtees TS19

1977

Shadow Racing Team

Shadow DN8

Shadow DN8

1978

Williams Grand Prix Engineering

Williams FW06

Williams FW06

1979

Albilad-Saudia Racing Team

Williams FW06

Williams FW06

 

 

Williams FW07

1980

Albilad-Williams Racing Team

Williams FW07

 

 

Williams FW07B

Williams FW07B

1981

Albilad-Williams Racing Team

Williams FW07C

 

TAG Williams Racing Team

Williams FW07C

1983

Arrows Racing Team

Arrows A6

Arrows A6

1985

Team Haas (USA) Ltd

Lola THL1

1986

Team Haas (USA) Ltd

Lola THL1

 

 

Lola THL2

Lola THL2

Используются технологии uCoz