Джоди Шектер

 

 

 

 

 

    Единственный известный представитель Черного континента в "Формуле-1" стал Чемпионом мира, лишь когда изменил свой стиль вождения. Скорость и рискованная езда - вот визитная карточка Шектера в первые годы выступлений.

    В начале семидесятых он переехал из Южной Африки в Британию, чтобы продолжить спортивную карьеру. Он произвел огромное впечатление на всех, когда выступал в "Формуле Форд", а затем в "Формуле-3". Успехи на "малой арене" позволили ему уже в 1972 дебютировать за рулем "МакЛарена". Шектер оправдал возложенные на него надежды - в квалификации он был восьмым, а в гонке девятым.   Дебют для 22-летнего южноафриканца получился, признаем, не самым провальным.

     Скорости у Джоди порой было через край. Он, пилотируя "МакЛарен" и в 1973 году, мог добиться большего, нежели 0 очков в зачет чемпионата. На домашнем этапе в Кьялями Шектер стартовал третьим, но очков набрать не смог. Во Франции он был и вовсе вторым в квалификации и даже лидировал в гонке. Однако Эмерсон Фиттипальди вынес новичка с траектории. Один из немногих случаев в том году, когда Шектер не был виновен в инциденте. Подобное нельзя сказать про Гран При в Сильверстоуне, когда именно его автомобиль послужил инициатором массового завала. Еще одно третье место на старте в канадском Гран При также закончилось вылетом.

     Все же, талант, пусть и неотшлифованный, был виден не только гражданам ЮАР. Именно Джоди был призван заменить в чемпионском "Тиррелле" ушедшего в отставку великого Стюарта. Поначалу сезон складывался ни шатко, ни валко, но потом последовали подиумы. В том числе и победы в Швеции и Великобритании. Проводя первый полный сезон, Шектер сразу стал претендентом на чемпионское звание. В итоге, правда, Фиттипальди и Регаццони оказались выше в итоговой табели о рангах.

     Однако тот год стал не продолжением славной истории "Тиррелла", а переходом команды в разряд середняков. Дядюшка Кен отличался многими положительными качествами. Но, увы, поиск денег в них не входил. Год 1975 прошел уже не в борьбе за корону. Шектер смог, невзирая ни на что, победить перед соотечественниками, но тот успех был во многом исключением.

     Следующий год стал весьма заметным в истории "Тиррелла" - на старт вышел шестиколесный автомобиль. Идея болида, имеющего более двух осей, была не так уж и плоха. "Проект 34" - так называлась нетрадиционная разработка - не стал совсем уж неудачным решением. Добиться чего-то большего, нежели дубль в шведском Гран При (где Джоди опередил напарника Депайе) помешали сотрудники "Гудьир", не сумевшие разработать качественные покрышки малого диаметра для сдвоенных передних колес.

     Шектер снова был третьим в чемпионате, проиграв первым двум (Лауде и Ханту) на этот раз чересчур много. Тогда же южноафриканец впервые в карьере стартовал с поул-позиции.

     Три года без особого прогресса и не самая большая зарплата вынудили пилота сменить "конюшню". Как раз тогда канадец Вальтер Вольф выкупил все состояние Фрэнка Уильямса и организовал собственную команду. Единственным пилотом являлся Джоди Шектер. Первая же гонка команды-неофита произвела фурор - стартовав одиннадцатым в Аргентине, Шектер привел свой "Вольф" к победе! Победы в легендарном Монте-Карло и Канаде позволили Шектеру стать вице-чемпионом мира. Однако канадская сказка длилась не более года. 1978 год нельзя назвать безусловно провальным (24 очка и седьмое место в чемпионате по-прежнему единственного пилота), но до сенсаций годичной давности было уже очень далеко.

Д      жоди вновь меняет команду. На сей раз он пилот знаменитой "Скудерии Феррари". Его напарником стал безумный и талантливый Жиль Вильнев. Показательно сотрудничество и противостояние двух друзей в тот год. Шектер окончательно распрощался со сверхагрессивным стилем вождения, делая упор на стабильность выступлений. Вильнев же превзошел даже ранние выступления Шектера. Именно поэтому чемпионом-1979 стал южноафриканец. Справедливости ради стоит сказать, что и Вильнев имел великолепные шансы на титул. Но обидные поломки техники и статус второго пилота не дали этому свершиться.

     Все же Шектер по праву заслужил титул. Затянувшийся путь Джоди к вершине был завершен. Он наконец-то сочетал в себе скорость и стабильность. Да и автомобиль "Феррари" был не из последних.

     Модель 1980 года - 312Т5 - являлась переходной, так как все ресурсы команды из Маранелло были отведены на постройку первого в истории итальянской "конюшни" турбомотора. "Переходность" сезона сполна ощутили на себе пилоты. Действующий чемпион Шектер лишь раз за год набрал очки - на Гран При США он пришел пятым! Ненамного лучше шли дела и у Вильнева - 6 очков. Но если более молодой канадец остался в команде, то Шектер принял решение завершить карьеру.

     Так закончил свой путь в автогонках южноафриканский чемпион. Бесстрашный скоростной пилот и стратег в одном лице. Джоди был самым успешным, но не единственным представителем фамилии Шектер в автоспорте. В 1974-1977 годах его старший брат - Ян - без особого успеха принял участие в 18 Гран При. А ныне в американской IRL выступает сын Джоди - Томас Шектер. Пока рано говорить о перспективах сына чемпиона, но возможно он повторит достижения отца.

Главная

Рекорды

История F1

Родился:

29.01.1950

Ист-Лондон

Сезонов в Ф1:

9

Лет в Ф1:

9

Гран При:

113

Старты:

110*

 

 

*не стартовал:

17

Победы:

10

подряд:

2

Подиумы:

33

подряд:

4

Поул-позиции:

3

подряд:

 

Первый ряд:

13

подряд:

 

Быстрые круги:

5

подряд:

 

Лучший финиш:

1

Лучший старт:

1

Дубли:

2

Хет-трики:

 

Лидирование старт/финиш:

3

Большие шлемы:

 

Круги:

6035

лидирования:

666

Километры:

28101.02

лидирования:

2802.74

Очки:

255

за один сезон:

60

 

 

подряд:

8

Год

Команда

Шасси

1972

Yardley Team McLaren

McLaren M19A

McLaren M19A

1973

Yardley Team McLaren

McLaren M19C

McLaren M19C

 

 

McLaren M23

McLaren M23

1974

Elf Team Tyrrell

Tyrrell 006

Tyrrell 006

 

 

Tyrrell 007

Tyrrell 007

1975

Elf Team Tyrrell

Tyrrell 007

Tyrrell 007

1976

Elf Team Tyrrell

Tyrrell 007

Tyrrell 007

 

 

Tyrrell P34

Tyrrell P34

1977

Walter Wolf Racing

Wolf WR1

Wolf WR1

 

 

Wolf WR2

 

 

Wolf WR3

1978

Walter Wolf Racing

Wolf WR1

Wolf WR1

 

 

Wolf WR3

 

 

Wolf WR4

 

 

Wolf WR5

Wolf WR5

 

 

Wolf WR6

1979

Scuderia Ferrari SpA SEFAC

Ferrari 312T3

Ferrari 312T3

 

 

Ferrari 312T4

Ferrari 312T4

1980

Scuderia Ferrari SpA SEFAC

Ferrari 312T5

Ferrari 312T5

Используются технологии uCoz