Джоди Шектер |
|
Единственный известный представитель Черного континента в "Формуле-1" стал Чемпионом мира, лишь когда изменил свой стиль вождения. Скорость и рискованная езда - вот визитная карточка Шектера в первые годы выступлений. В начале семидесятых он переехал из Южной Африки в Британию, чтобы продолжить спортивную карьеру. Он произвел огромное впечатление на всех, когда выступал в "Формуле Форд", а затем в "Формуле-3". Успехи на "малой арене" позволили ему уже в 1972 дебютировать за рулем "МакЛарена". Шектер оправдал возложенные на него надежды - в квалификации он был восьмым, а в гонке девятым. Дебют для 22-летнего южноафриканца получился, признаем, не самым провальным. Скорости у Джоди порой было через край. Он, пилотируя "МакЛарен" и в 1973 году, мог добиться большего, нежели 0 очков в зачет чемпионата. На домашнем этапе в Кьялями Шектер стартовал третьим, но очков набрать не смог. Во Франции он был и вовсе вторым в квалификации и даже лидировал в гонке. Однако Эмерсон Фиттипальди вынес новичка с траектории. Один из немногих случаев в том году, когда Шектер не был виновен в инциденте. Подобное нельзя сказать про Гран При в Сильверстоуне, когда именно его автомобиль послужил инициатором массового завала. Еще одно третье место на старте в канадском Гран При также закончилось вылетом. Все же, талант, пусть и неотшлифованный, был виден не только гражданам ЮАР. Именно Джоди был призван заменить в чемпионском "Тиррелле" ушедшего в отставку великого Стюарта. Поначалу сезон складывался ни шатко, ни валко, но потом последовали подиумы. В том числе и победы в Швеции и Великобритании. Проводя первый полный сезон, Шектер сразу стал претендентом на чемпионское звание. В итоге, правда, Фиттипальди и Регаццони оказались выше в итоговой табели о рангах. Однако тот год стал не продолжением славной истории "Тиррелла", а переходом команды в разряд середняков. Дядюшка Кен отличался многими положительными качествами. Но, увы, поиск денег в них не входил. Год 1975 прошел уже не в борьбе за корону. Шектер смог, невзирая ни на что, победить перед соотечественниками, но тот успех был во многом исключением. Следующий год стал весьма заметным в истории "Тиррелла" - на старт вышел шестиколесный автомобиль. Идея болида, имеющего более двух осей, была не так уж и плоха. "Проект 34" - так называлась нетрадиционная разработка - не стал совсем уж неудачным решением. Добиться чего-то большего, нежели дубль в шведском Гран При (где Джоди опередил напарника Депайе) помешали сотрудники "Гудьир", не сумевшие разработать качественные покрышки малого диаметра для сдвоенных передних колес. Шектер снова был третьим в чемпионате, проиграв первым двум (Лауде и Ханту) на этот раз чересчур много. Тогда же южноафриканец впервые в карьере стартовал с поул-позиции. Три года без особого прогресса и не самая большая зарплата вынудили пилота сменить "конюшню". Как раз тогда канадец Вальтер Вольф выкупил все состояние Фрэнка Уильямса и организовал собственную команду. Единственным пилотом являлся Джоди Шектер. Первая же гонка команды-неофита произвела фурор - стартовав одиннадцатым в Аргентине, Шектер привел свой "Вольф" к победе! Победы в легендарном Монте-Карло и Канаде позволили Шектеру стать вице-чемпионом мира. Однако канадская сказка длилась не более года. 1978 год нельзя назвать безусловно провальным (24 очка и седьмое место в чемпионате по-прежнему единственного пилота), но до сенсаций годичной давности было уже очень далеко. Д жоди вновь меняет команду. На сей раз он пилот знаменитой "Скудерии Феррари". Его напарником стал безумный и талантливый Жиль Вильнев. Показательно сотрудничество и противостояние двух друзей в тот год. Шектер окончательно распрощался со сверхагрессивным стилем вождения, делая упор на стабильность выступлений. Вильнев же превзошел даже ранние выступления Шектера. Именно поэтому чемпионом-1979 стал южноафриканец. Справедливости ради стоит сказать, что и Вильнев имел великолепные шансы на титул. Но обидные поломки техники и статус второго пилота не дали этому свершиться. Все же Шектер по праву заслужил титул. Затянувшийся путь Джоди к вершине был завершен. Он наконец-то сочетал в себе скорость и стабильность. Да и автомобиль "Феррари" был не из последних. Модель 1980 года - 312Т5 - являлась переходной, так как все ресурсы команды из Маранелло были отведены на постройку первого в истории итальянской "конюшни" турбомотора. "Переходность" сезона сполна ощутили на себе пилоты. Действующий чемпион Шектер лишь раз за год набрал очки - на Гран При США он пришел пятым! Ненамного лучше шли дела и у Вильнева - 6 очков. Но если более молодой канадец остался в команде, то Шектер принял решение завершить карьеру. Так закончил свой путь в автогонках южноафриканский чемпион. Бесстрашный скоростной пилот и стратег в одном лице. Джоди был самым успешным, но не единственным представителем фамилии Шектер в автоспорте. В 1974-1977 годах его старший брат - Ян - без особого успеха принял участие в 18 Гран При. А ныне в американской IRL выступает сын Джоди - Томас Шектер. Пока рано говорить о перспективах сына чемпиона, но возможно он повторит достижения отца. |
Родился: |
29.01.1950 |
Ист-Лондон |
Сезонов в Ф1: |
Лет в Ф1: |
||
Гран При: |
Старты: |
110* |
|
|
|
*не стартовал: |
|
Победы: |
подряд: |
2 |
|
Подиумы: |
подряд: |
4 |
|
Поул-позиции: |
подряд: |
|
|
Первый ряд: |
подряд: |
|
|
Быстрые круги: |
подряд: |
|
|
Лучший финиш: |
Лучший старт: |
||
Дубли: |
Хет-трики: |
|
|
Лидирование старт/финиш: |
Большие шлемы: |
|
|
Круги: |
лидирования: |
||
Километры: |
лидирования: |
||
Очки: |
за один сезон: |
60 |
|
|
|
подряд: |
8 |
Год |
Команда |
Шасси |
Yardley Team McLaren |
McLaren M19A |
|
Yardley Team McLaren |
McLaren M19C |
|
|
|
McLaren M23 |
Elf Team Tyrrell |
Tyrrell 006 |
|
|
|
Tyrrell 007 |
Elf Team Tyrrell |
Tyrrell 007 |
|
Elf Team Tyrrell |
Tyrrell 007 |
|
|
|
Tyrrell P34 |
Walter Wolf Racing |
Wolf WR1 |
|
|
|
Wolf WR2 |
|
|
Wolf WR3 |
Walter Wolf Racing |
Wolf WR1 |
|
|
|
Wolf WR3 |
|
|
Wolf WR4 |
|
|
Wolf WR5 |
|
|
Wolf WR6 |
Scuderia Ferrari SpA SEFAC |
Ferrari 312T3 |
|
|
|
Ferrari 312T4 |
Scuderia Ferrari SpA SEFAC |
Ferrari 312T5 |