Марио Андретти

 

 

 

 

 

    Хотя по паспорту Андретти американец, но в нем было гораздо больше от своей первой родины - Италии. Именно там маленький Марио впервые увидел автогонки. И навсегда заболел мечтой стать пилотом Гран При. В 1955 (когда Андретти было 15 лет), семья эмигрировала в США. Там Марио и его брат Алдо также не упускали случая попасть на гонки.

    Постепенно из категории зрителей Андретти стали автогонщиками. Марио был невероятно талантлив, и если бы он не уделял значительное время серии USAC, то одним титулом чемпиона "Формулы-1" дело не ограничилось бы. В 1965 году Марио впервые побеждает в гонке USAC и тогда же выигрывает чемпионат, потеснив с трона легенду американского автоспорта Энтони Фойта-младшего. Андретти делает дубль, становясь чемпионом в 1966 году.

    А уже в 1968 участвует в первом Гран При "Формулы-1". Дебют пришелся на американский этап в Уоткинс-Глене. Марио поразил всех, заняв поул-позицию в первой же гонке! Проблемы со сцеплением, однако, помешали ему завоевать тогда же зачетные очки. Андретти решает совместить выступления в двух главных сериях гонок в 1969 году. Но если в Новом Свете дела идут превосходно - третий титул и победа в Инди-500 - то за три Гран При в Свете Старом, он снова не набирает ни одного очка. Босс команды Марио в USAC, Энди Гранателли, приглашает его за руль своего "Марча" на сезон 1970 года. Творение четверки энтузиастов - "Марч" - не страдал излишней надежностью и попортил много крови своим пилотам, среди которых были такие асы, как Стюарт, Петерсон, Амон и сам Андретти. Лишь раз за год - на Большом Призе Испании - Андретти смог финишировать в гонке. И это было третье место! Таким приятным способом Марио, наконец-то, открыл свой лицевой счет в Гран При. Увы, то были единственные очки за сезон. В Штатах он проиграл чемпионат Элу Ансеру-старшему.

    На следующий год Андретти претворяет в жизнь мечту любого итальянца - он становится пилотом "Феррари". И побеждает в первой же гонке за "Скудерию". В дальнейшем сезон складывался не так удачно, да и Марио не оставлял без внимания американскую серию. Так же разрываясь на два фронта, он проводит и сезон 1972 года. Особых успехов он не добился ни там, ни там. Самое время вспомнить поговорку об охоте за двумя зайцами. Видимо Андретти это сделал и не принял участие в чемпионате "Ф-1" на следующий год. Лишь под занавес сезона-1974 Марио возвращается в Европу за рулем машины новой команды чемпионата - "Парнелли". Эта "конюшня" также делила свои ресурсы между двумя сериями. В 1975 году Андретти уже постоянный пилот Королевы Автоспорта. Увы, "Парнелли" не были топ-командой. Поэтому максимум чего добился итало-американец (который был единственным пилотом "Парнелли" за ее историю в "Ф-1") это 5 очков и один быстрейший круг.

    В 1976 году Андретти приходит в "Лотос" (хотя на пару гонок в начале чемпионата возвращается в "Парнелли", которая тогда окончательно сделала выбор в пользу американской серии). Спустя более пяти лет после своей первой победы он побеждает вновь. Произошло это на японском Гран При под проливным дождем, когда Хант выиграл звание чемпиона мира.

     Став подопечным Колина Чепмена, Марио перестал менять команды и соревнования как перчатки. Благо, "Лотос" тогда располагал революционной машиной. С семью поул-позициями и четырьмя победами Марио занимает третье место по итогам сезона. И уже в следующем году паре Андретти-Петерсон не было равных. Омрачило великолепный в спортивном отношении сезон гибель Ронни после аварии в Монце. Команду как будто поразило шведское проклятие. Годом ранее карьеру автогонщика был вынужден завершить соотечественник Петерсона и напарник Андретти Гуннар Нилссон, который болел раком и скончался вскоре после трагедии в Монце.

    Марио же побеждает в шести гонках и становится сильнейшим пилотом. Формально, это второй американский чемпион после Фила Хилла и третий итальянский после еще более далеких Фарины и Аскари.

     Но Андретти было не суждено остаться на вершине - соперники догнали "Лотос" в техническом плане. Более того, Марио проиграл противостояние напарнику Карлосу Рёйтеманну, с которым у него установились не самые идеальные взаимоотношения. Чепмен сделал выбор в пользу Андретти и Рёйтеманн был уволен. Но чемпион мира уступил и новому партнеру - Элио де Аньелису.

     Андретти решает сменить обстановку и переходит в заводскую команду известной марки "Альфа Ромео". Первая гонка за новую команду проходит неплохо - четвертое место в Лонг-Бич хорошо для команды, переставшей носить приставку "топ" после ухода в 1951 году. Но это были единственные очки за сезон для известной марки. Андретти, которому тогда исполнился 41 год, принял решение завершить регулярные выступления в Первой "Формуле".

     В 1982 году он одну гонку (там же, в Лонг-Бич) являлся пилотом "Уильямса". Также Марио, не сумев устоять перед соблазном, пилотировал "Феррари" на заключительных этапах того же сезона. В Монце пилот, которого давно перестали считать опасным соперником, неожиданно завоевывает поул-позицию, а в гонке приходит третьим, проиграв Арну и еще одному гонщику "Скудерии" - Тамбэ. В следующем Гран При Марио не добрался до финиша, и это была его последняя гонка в "Формуле-1".

     Но он не перестал быть действующим пилотом - в 1984 выигрывая чемпионат CART (ставший преемником USAC). В главной гоночной серии США Андретти четыре раза становился чемпионом (больше только Фойт - 7).

     Марио продолжает соревноваться до середины 90-х, когда в числе прочих соперников оказались его сыновья. С одним из них - Майклом они даже были напарниками в команде "Ньюман/Хаас". Майкл Андретти, сумевший стать кумиром для американцев неудачно пробовал себя в "Формуле-1". В 1993 году он, будучи пилотом "МакЛарена", набрал всего 7 очков. И после подиума на прародине - в Италии - вернулся за  океан.

    Ему не удалось повторить подвиг отца - гонщика четырех десятилетий (!). Марио Андретти успевал везде, несмотря на подчас слабый автомобиль и необходимость совершать перелеты через Атлантику.

Главная

Рекорды

История F1

Родился:

28.02.1940

Монтона, Италия

Сезонов в Ф1:

14

Лет в Ф1:

15

Гран При:

131

Старты:

128*

 

 

*не стартовал:

4

Победы:

12

подряд:

2

Подиумы:

19

подряд:

2

Поул-позиции:

18

подряд:

3

Первый ряд:

24

подряд:

10

Быстрые круги:

10

подряд:

2

Лучший финиш:

1

Лучший старт:

1

Дубли:

8

Хет-трики:

2

Лидирование старт/финиш:

5

Большие шлемы:

 

Круги:

5278

лидирования:

799

Километры:

24437.66

лидирования:

3577.47

Очки:

180

за один сезон:

64

 

 

подряд:

3

Год

Команда

Шасси

1968

Gold Leaf Team Lotus

Lotus 49B

Lotus 49B

1969

Gold Leaf Team Lotus

Lotus 49B

Lotus 49B

 

 

Lotus 63

Lotus 63

1970

STP Corporation

March 701

March 701

1971

Scuderia Ferrari SpA SEFAC

Ferrari 312B

Ferrari 312B

 

 

Ferrari 312B2

Ferrari 312B2

1972

Scuderia Ferrari SpA SEFAC

Ferrari 312B2

Ferrari 312B2

1974

Vel's Parnelli Jones Racing

Parnelli VPJ4

1975

Vel's Parnelli Jones Racing

Parnelli VPJ4

1976

John Player Team Lotus

Lotus 77

Lotus 77

 

Vel's Parnelli Jones Racing

Parnelli VPJ4B

1977

John Player Team Lotus

Lotus 78

Lotus 78

1978

John Player Team Lotus

Lotus 78

Lotus 78

 

 

Lotus 79

Lotus 79

1979

Martini Racing Team Lotus

Lotus 79

Lotus 79

 

 

Lotus 80

Lotus 80

1980

Team Essex Lotus

Lotus 81

Lotus 81

1981

Marlboro Team Alfa Romeo

Alfa Romeo N179

 

 

Alfa Romeo N179C

 

 

Alfa Romeo N179D

1982

Scuderia Ferrari SpA SEFAC

Ferrari 126C2

Ferrari 126C2

 

TAG Williams Racing Team

Williams FW07C

Используются технологии uCoz