Ники Лауда

 

 

 

 

 

    Лауда, без сомнения, один из выдающихся пилотов 70-80-х годов. И заслужил свою репутацию он не только тремя титулами, но и известной аварией 1976 года, собственным поведением и высказываниями.

    Начало карьеры автогонщика было для Ники очень необычным для будущего чемпиона. Никто не мог предполагать, что молодой австриец, взявший в банке кредит для оплаты участия в гонках за "Марч" сделает столь головокружительную карьеру. Типичный рента-драйвер, Лауда дебютировал в австрийском Гран При. Ничего удивительного, что дебют вышел неудачным. Равно как и полный сезон 1972 года, в котором Лауда не набрал ни одного очка. И, как ни странно, именно это подвигло его на продолжение карьеры. Соображения были самыми простыми - надо было как-то расплачиваться с банковским займом.

    Он убедил руководство "БРМ" дать ему шанс на тестах. Там Лауда превзошел призовых пилотов команды (Регаццони и Бельтуа), что позволило ему продолжить выступления в Гран При. Всего 5 раз в 15 гонках Ники смог финишировать и набрал лишь 2 очка. Тем не менее, его талант опытного настройщика и техника разглядели в "Феррари", куда австриец получил приглашение.

Переход в "Феррари" разом перевел Ники в разряд топ-пилотов. Он 9 раз выигрывал квалификацию и дважды побеждал в гонках. Первая победа пришлась на испанский Большой Приз. Лауда победил, как и предстало будущему чемпиону - хет-триком. Как будто за его плечами было уже множество трофеев.

    Безусловно, его стиль пилотирования стоил большего, нежели четвертое место в чемпионате. Но досадные отказы техники и более редкие собственные ошибки, не позволили ему войти в призовую тройку сезона.

    Тем не менее, впечатление Лауда произвел не меньшее чем его партнер Регаццони (знакомый еще по "БРМ"), который стал вице-чемпионом. Швейцарец тоже отличался красочной манерой езды, но в тот сезон именно более стабильные выступления позволили Клею опередить австрийца.

    Начало следующего чемпионата не предвещало громких успехов. "Феррари" начали сезон на старой модели, и хотя Лауда Регаццони набирали очки в первых гонках, они были далеко от подиума. Дебют новой и успешной 312Т тоже не поразил чье-либо воображение - Ники набрал скромные два очка. Правда, уже в следующей гонке пилоты "Скудерии" стояли на первом ряду стартового поля, однако оба алых болида до финиша не добрались. В четырех первых гонках сезона победили четыре пилота, а лидировал действующий чемпион мира Эмерсон Фиттипальди.

    Начиная с гонки в Монте-Карло, ситуация резко изменилась. Лауда побеждает три раза подряд, делая самую серьезную заявку на титул. Он мог победить и четырежды, но в Зандвоорте столкнулся с проблемой в лице Джеймса Ханта. Пилот "Хескета" смог опередить обе "Феррари", через год дуэль Лауды и Ханта разгорится с новой силой…

    Но если для Ханта тот успех был единичным, то австриец продолжал коллекционировать трофеи. С пятью победами в сезоне он впервые выиграл титул Чемпиона мира, лишив этого титула Фиттипальди.

    Год 1976 стал для "Формулы-1" одним из самых скандальных. Весь сезон главные соперники - "Феррари" и "МакЛарен" писали друг на друга жалобы. Лауда и Хант, сменивший Эмо в команде Тедди Майера, были по разу дисквалифицированы. Хант был дважды лишен победы, но после апелляции "МакЛарена" ему ее вернули. Начало сезона было очень успешным для Лауды - в пяти Гран При 3 победы и два вторых места. В дальнейшем Хант на М23 и постоянные скандалы несколько нивелировали преимущество австрийца. Но перед Гран При Германии на Нюрбургринге Ники имел все же солидный перевес по очкам на Хантом и Шектером (пилотом "Тиррелла").

    Еще за несколько лет до того трагического случая Лауда высказывался за исключение огромного (23-километрового) кольца из календаря чемпионата - немецкая трасса при всей ее легендарности уже не могла отвечать требованиям безопасности. Увы, гонки на старом Нюрбургринге перестали проводиться только после 76-го года.

    Та гонка вообще была одной из самых сумбурных в истории. Но запомнилась она не результатом (победил Хант), а аварией Лауды. "Феррари" под номером 1 вылетел с траектории, ударился об отбойник и загорелся. Пилот мог погибнуть, если бы не помощь коллег по цеху - Эдвардса, Эртля и Мерцарио. Причем с последним у Лауды всегда были далеко не самые теплые отношения.

Первые дни после аварии речь шла даже не о возвращении пилота в гонки, а о его жизни - ожоги были очень серьезными. С тех пор перед публикой Лауда показывался в своей неизменной кепке, прикрывающей ожог головы.

    Тем значимее подвиг Ники, пропустившего всего два этапа. В оставшихся гонках чемпионата Лауда уже не демонстрировал то яркое пилотирование, что в предыдущие годы. Это создало ему много проблем в команде. Австрийца обвинили в трусости и нежелании сражаться за титул. Новый спортивный менеджер Аудетто (сменивший Луку ди Монтеземоло) с самого начала сезона не ладил со своим пилотом. Конфликт дорос до уровня Энцо Феррари, который никогда не был склонен переоценивать пилотов своей команды. Если к этому прибавить еще и сложные взаимоотношения с партнером по команде - Регаццони, то становится ясно, в каком некомфортном положении оказался Лауда.

     На заключительном этапе в Японии лил сильный дождь. Лауда, едва не погибший в огне не стал рисковать на трассе буквально залитой водой и в начале гонки заехал в боксы, предоставив Ханту в одиночку решать судьбу чемпионата. Джеймс финишировал третьим и чемпионом мира. На Лауду посыпалось после этого много упреков, но Ники и не скрывал своего вполне обоснованного страха, что, безусловно, делает ему честь.

    Поступок Лауды поняли и оправдали все, кроме руководства "Феррари". Гонщик не покинул команду, лишь потому, что имел контракт на сезон 1977. Мнение о том, что "Лауда уже тот" сам австриец развеял, выиграв второе звание лучшего гонщика на планете. Но, нет сомнений, его стиль вождения автомобиля после аварии изменился. Теперь Лауда не являлся чемпионом квалификации, уступив это звание тому же Ханту и Андретти. Теперь Ники побеждал не за счет количества побед, а за счет набранных очков. Но даже такие перемены не стали утешающими для соперников - Лауда стал двукратным чемпионом мира. …И покинул "Феррари", где не мог оставаться в виду напряженных отношений буквально со всеми.

    Ники пришел в "Брэбэм" Берни Экклстоуна, где провел неполные два года. Болид Гордона Марри не был конкурентом "Лотосам", хотя благодаря хитроумной конструкции (позволяющей обойти запрет на граунд-эффект) Лауда одержал легкую победу в Швеции. С двумя победами (к шведскому Большому Призу Ники добавил еще и гонку в Монце) австриец стал четвертым в чемпионате.

    Следующий сезон пилоты Берни - Лауда и молодой Нельсон Пике - вынуждены были бороться с техническим несовершенством машины. Это не добавляло энтузиазма двукратному чемпиону, который в то время организовал свою компанию по авиаперевозкам и хотел больше внимания уделять бизнесу. После тренировок в Канаде Лауда принял спонтанное решение уйти из "Формулы-1", о чем и заявил Экклстоуну и болельщикам. Уход Ники был неожиданным для всех и для него самого, в какой-то мере, тоже.

    Последующие годы Лауда уделил собственной авиакомпании и даже получил права на управление самолетом. Вернулся Лауда в автоспорт вовсе не из-за тяги к пилотированию болида, а из-за денег. Австриец всегда просчитывал свои действия и сочетал скорость с осмотрительностью. "Лауда Эйр" столкнулась с финансовыми трудностями, а Рон Деннис, возглавлявший "МакЛарен" предложил двухмиллионный (рекордный по тем временам) контракт.

    Опасения насчет скорости Ники испытывали все. И Деннис не был исключением. Огромную сумму договора с пилотом он подстраховал пунктом, по которому Лауда мог быть уволен, если не добьется заметных результатов в четырех первых гонках.

    Возвращение чемпиона пришлось на 1982 год, когда сразу несколько пилотов имели шансы стать чемпионами мира. В третьей гонке после возвращения Лауда одерживает победу в Гран При США и заставляет умолкнуть скептиков. С двумя победами и 30-ю очками Ники занимает пятое место в итоговом протоколе, уступив партнеру Джону Уотсону, который поделил второе-третье места с Пирони.

     Следующий год был очень сложен для "МакЛарена". Время безнаддувного "Форд Косворт" окончательно прошло. "Конюшня" не могла конкурировать с турбодвижками, которыми оснащались соперники (в первую очередь "Брэбэм" и "Рено"). На Гран При Монако Лауда и Уотсон даже не прошли квалификацию (хотя "Уильямс" Росберга с точно таким же двигателем выиграл традиционно медленную гонку)! Еще до последней гонки сезона "МакЛарен" заключил соглашение с "Порше". Это был правильный ход со стороны Денниса. Немецкий двигатель, подготовленный компанией "ТАГ" три года подряд доминировал в "Формуле-1".

     Партнером Лауды на сезон 1984 стал Ален Прост - еще один вдумчивый и сверхпрофессиональный пилот. "МакЛарены" были на две головы выше соперников - чемпионат разыграли между собой напарники по команде. В упорнейшей борьбе Ники Лауда смог выиграть свой третий титул, опередив Просто всего на пол-очка! Став трехкратным чемпионом Лауде больше нечего было доказывать что бы то ни было. Следующий сезон стал последним для австрийца. Провел он его, надо признать, не на высоте. В то время как Прост шел к своему первому высшему званию, Лауда сходил в гонках. Однако во время голландской гонки австриец смог хлопнуть дверью. Стартовав с десятого места Ники пришел к финишу первым. Эта победа стала последней в долгой карьере Лауды. По завершении сезона он окончательно повесил шлем на гвоздь, вернувшись к управлению авиакомпанией.

     Не так давно Лауда весьма непродолжительное время возглавлял команду "Ягуар". Но здесь он не добился тех успехов, что имел в роли активного гонщика.

    Карьера Ники Лауда во многом противоречива. Он был быстр и, в то же время, внимательно относился к малейшим нюансам настроек. Его обожали фанаты, но он ругался со своими работодателями. Одно остается бесспорным, Лауда заслужил свои три титула потом и, в прямом смысле слова, кровью.

Главная

Рекорды

История F1

Родился:

22.02.1949

Вена

Сезонов в Ф1:

13

Лет в Ф1:

15

Гран При:

177

Старты:

170*

 

 

*не стартовал:

12

Победы:

25

подряд:

3

Подиумы:

54

подряд:

9

Поул-позиции:

24

подряд:

6

Первый ряд:

31

подряд:

7

Быстрые круги:

24

подряд:

2

Лучший финиш:

1

Лучший старт:

1

Дубли:

9

Хет-трики:

3

Лидирование старт/финиш:

7

Большие шлемы:

2

Круги:

8217

лидирования:

1624

Километры:

37504.22

лидирования:

7196.64

Очки:

420.5

за один сезон:

72

 

 

подряд:

11

Год

Команда

Шасси

1971

STP March Racing Team

March 711

March 711

1972

STP March Racing Team

March 721

 

Clarke-Mordaunt-Guthrie Racing

March 721G

March 721G

 

STP March Racing Team

March 721G

March 721G

 

 

March 721X

March 721X

1973

Marlboro BRM

BRM P160C

 

 

BRM P160D

 

 

BRM P160E

BRM P160E

1974

Scuderia Ferrari SpA SEFAC

Ferrari 312B3

Ferrari 312B3

1975

Scuderia Ferrari SpA SEFAC

Ferrari 312B3

Ferrari 312B3

 

 

Ferrari 312T

Ferrari 312T

1976

Scuderia Ferrari SpA SEFAC

Ferrari 312T

Ferrari 312T

 

 

Ferrari 312T2

Ferrari 312T2

1977

Scuderia Ferrari SpA SEFAC

Ferrari 312T2

Ferrari 312T2

1978

Parmalat Racing Team

Brabham BT45C

Brabham BT45C

 

 

Brabham BT46

Brabham BT46

 

 

Brabham BT46С

1979

Parmalat Racing Team

Brabham BT46

Brabham BT46

 

 

Brabham BT48

Brabham BT48

 

 

Brabham BT49

Brabham BT49

1982

Marlboro McLaren International

McLaren MP4B

1983

Marlboro McLaren International

McLaren MP4-1C

 

 

McLaren MP4-1E

1984

Marlboro McLaren International

McLaren MP4-2

McLaren MP4-2

1985

Marlboro McLaren International

McLaren MP4-2B

McLaren MP4-2B

Используются технологии uCoz