Эмерсон Фиттипальди

 

 

 

 

 

    Фиттипальди служит вехой в истории автоспорта – с его приходом в «Формулу-завершилась эра романтичных шестидесятников, и начался этап высоких технологий. Бразилец, стремительно ворвавшись на гоночный олимп, сумел несколько лет оставаться одним из лучших пилотов, но затем неверное продолжение карьеры низвело его в аутсайдеры. Вместе с тем Фиттипальди, самый молодой чемпион мира, прожил долгую жизнь в автомобильных гонках.

Э    мерсон добился больших успехов в картинге у себя на родине. В 1969 году он переехал из Бразилии в Европу и снова всех удивил, добившись побед в «Формуле-Форд» и «Формуле-3». Удачные выступления способствовали быстрому карьерному росту бразильца – на сезон 1970 он подписал контракт с «Лотосом» на выступления в «Ф-2».

    Примечательно, что в тот год Эмо мог дебютировать в гонках Гран При как пилот частной (в то время) команды Фрэнка Уильямса. Но нежелание самого пилота садиться за руль «де Томазо», принесшего смерть Пирсу Кэриджу и контракт с Чепменом не дали этому осуществиться.

    И на гонке в Брэндс-Хэтче Фиттипальди дебютировал в «Формуле-за рулем «Лотос-Форда». Финиш в первом Гран При и очки во втором подтвердили талант бразильца. В Италии вся команда пережила тяжелый день, когда разбился первый номер «конюшни» - Йохен Риндт. Колин Чепмен снял с гонки своего второго пилота, и «Лотос» пропустил этап в Канаде.

    Возвращение в гонки получилось успешным. Эмерсон одержал первую победу, опередив соперников в Уоткинс-Глене. И это всего год спустя после переезда в Европу! Неудачная гонка Икса означала, что Риндт посмертно выиграл чемпионат…

Следующий сезон молодой бразилец начал в роли первого пилота команды. Его напарником был швед Рейне Виселл. «Лотос» не мог конкурировать с «Тиррелами» и Джеки Стюартом. Максимум чего смог добиться Фиттипальди – шестое место в итоговом зачете. Причинами не самых ярких выступлений служит ненадежная 72-я модель «Лотоса» и дорожная авария самого Эмерсона.

Доведя до ума автомобиль, команда вернулась на вершину. Фиттипальди выиграл первую европейскую гонку – в Испании, после чего стал основным соперником действующего чемпиона мира – Стюарта. Шотландец одержал 4 победы и набрал 45 очков, Фиттипальди 5 раз пересекал финишную линию раньше всех и завоевал 61 очко. Причем Эмо стал чемпион за два этапа до закрытия сезона, в злополучной Монце. В оставшихся гонках он не набрал ни одного очка, тогда как Стюарт смог испортить бразильцу бочку меда, показав стопроцентный результат. Таким образом, Эмерсон в 25 лет стал (и остается до сих пор) самым молодым победителем первенства «Формулы-1». Кроме того, его карьера подвигла многих молодых бразильцев на повторение чемпионского пути. С Эмерсона Фиттипальди бразильцы, до того малозаметные, стали играть существенную роль в жизни королевы автоспорта.

    Дубль в 1973 году не получилось сделать во многом из-за острой конкуренции внутри команды. Если не брать в расчет самые первые гонки Эмо, то у него не было по-настоящему быстрых партнеров. Все изменилось, когда Чепмен пригласил Ронни Петерсона. И хотя формально швед обязан был помогать бразильцу отстоять титул, на деле соперничества между столь несхожими пилотами было чересчур много. Петерсон девять раз стартовал с поула в том сезоне, начисто переиграв в этом компоненте Фиттипальди (1 поул) и одержал на 1 победу больше.

    Во время итальянской гонки (снова Монца!) шедший первым Петерсон не стал пропускать Эмо, который уже потерял шансы на второй титул подряд. Это и послужило причиной ухода бразильца в «МакЛарен». Ну а также солидная зарплата, предложенная «Мальборо». «Лотос» из-за того, что имел двух сильных пилотов, проиграл сезон 1973, но победил в Кубке Конструкторов.

    Команда, основанная знаменитым Брюсом МакЛареном, а тогда ведомая его другом Тедди Майером шла к своему первому титулу в истории. Соперниками Эмерсона были южноафриканец Шектер («Тиррелл») и пара пилотов «Феррари» - Регаццони и Лауда. Сезон 1974 года прошел в очень упорной борьбе: семь пилотов из пяти команд побеждали в Гран При, а перед последней гонкой шансы на титул имели сразу трое пилотов. Интересно, что ни один из этого трио (Фиттипальди, Регаццони, Шектер) не был на первых ролях в заключительной гонке. Победу на американском этапе с солидным преимуществом одержали пилоты «Брэбэма». Ну а пришедший четвертым к финишу Фиттипальди заслуженно примерил корону чемпиона во второй раз.

    На следующий год соперники из Маранелло сократили отставание, и австриец Лауда выиграл титул. Но Фиттипальди с боем уступил свое звание. Пилот «Феррари» был неподражаем в квалификациях и пять раз победил на этапах. Фиттипальди выступал не так ярко, но не менее надежно. Все же титул он проиграл, но это был не повод отчаиваться. Четыре года подряд бразилец занимал одно из двух первых мест в сезоне, был двукратным чемпионом и все это в 29 лет!

    Но тут Эмо делает решительный, и губительный для своей карьеры, шаг в сторону – он уходит в команду своего брата, Вильсона Фиттипальди. Сейчас можно смело заявить, что у команды не было шансов удержаться в жестоком мире больших гонок. Атмосфера была домашняя в худшем смысле этого слова. Формально руководил проектом Вильсон Фиттипальди, но в дела команды постоянно вмешивался отец братьев, знаменитый бразильский журналист Вильсон Фиттипальди-старший. Два высших титула не могли помочь – требовалась кропотливая работа над настройками, а Эмо был человеком эмоциональным. Он мог выдать результат на не самой лучшей машине, но вдумчивая работа по совершенствованию техники было не для него. Тогда все выглядело не столь мрачным, хотя переход Фиттипальди удивил многих.

    За пять лет, что Эмерсон провел в команде «Фиттипальди» он растерял славу молодого и удачливого пилота, превратившись в одного из многих претендентов на очки (к слову сказать, после ухода бразильца чемпионом стал Джеймс Хант на «МакЛарене»). Были, конечно, и приятные моменты. На Гран При Бразилии-78 Эмо пришел к финишу вторым, проиграв лишь Рёйтеманну на «Феррари». Торсида чествовала гонщика, как победителя чемпионата. Но тот успех не стал правилом для команды. Уже в следующем году Фиттипальди набирает лишь одно очко в зачет. После окончания сезона команду покидает национальная компания «Купершукар» - производитель сахара. Этот спонсор был с командой со дня основания. С уходом богатых земляков для «конюшни» начались поистине нелегкие дни.

    В 1980 году Эмерсон еще раз финиширует на подиуме, а после оставляет «Формулу-1». Он продолжает быть одним из руководителей команды вплоть до ее расформирования в 1982 году. Так закончился национальный бразильский гоночный проект.

Но не карьера двукратного чемпиона. Фиттипальди перебирается в США, где участвует сначала в гонках спортивных автомобилей, а потом – в знаменитой серии «Индикар». В 1989 году он побеждает в этой серии за рулем «Пенске» команды Пэта Патрика. Тогда же он заносит в свой актив и триумф в «Инди-500».

    В самой знаменитой гонке Нового Света Фиттипальди побеждает еще раз – в 1993, на сей раз за рулем заводского «Пенске». Карьера бразильца завершилась лишь во второй половине 90-х годов. И то это было вызвано не столько возрастом, сколько тяжелыми авариями. Под занавес гоночной жизни одним из соперников Эмо был его племянник – Кристиан.

Более двух десятилетий провел в автоспорте Эмерсон Фиттипальди. Он смог победить в двух самых престижных чемпионатах и стать самым молодым чемпионом «Формулы-1». Во многом выдающаяся карьера, невзирая на годы в команде-аутсайдере.

Главная

Рекорды

История F1

Родился:

12.12.1946

Сан-Паулу

Сезонов в Ф1:

11

Лет в Ф1:

11

Гран При:

149

Старты:

144*

 

 

*не стартовал:

12

Победы:

14

подряд:

2

Подиумы:

35

подряд:

6

Поул-позиции:

6

подряд:

2

Первый ряд:

16

подряд:

4

Быстрые круги:

6

подряд:

2

Лучший финиш:

1

Лучший старт:

1

Дубли:

4

Хет-трики:

 

Лидирование старт/финиш:

1

Большие шлемы:

 

Круги:

7291

лидирования:

478

Километры:

34422.65

лидирования:

2234.79

Очки:

281

за один сезон:

61

 

 

подряд:

6

Год

Команда

Шасси

1964

RRC Walker Racing Team

Brabham BT11

Brabham BT11

1965

Cooper Car Co

Cooper T73

Cooper T73

 

 

Cooper T77

Cooper T77

1966

Cooper Car Co

Cooper T81

Cooper T81

1967

Cooper Car Co

Cooper T81

Cooper T81

 

 

Cooper T81B

 

 

Cooper T86

Cooper T86

1968

Brabham Racing Organisation

Brabham BT24

Brabham BT24

 

 

Brabham BT26

Brabham BT26

1969

Gold Leaf Team Lotus

Lotus 49B

Lotus 49B

 

 

Lotus 63

Lotus 63

1970

Gold Leaf Team Lotus

Lotus 49C

 

 

Lotus 72

Lotus 72

 

 

Lotus 72C

Lotus 72C

Используются технологии uCoz