Джеки Стюарт |
|
Представитель известной фамилии Стюарт прославился не только как великолепный автогонщик, но и как борец за безопасность автогонок. Именно предложения Стюарта сделали автоспорт не таким смертельным для спортсменов и болельщиков. Шотландец вообще очень разносторонний человек. Стюарт был кандидатом в олимпийскую сборную Великобритании по стрельбе на Играх в Риме. Но автогонки все же победили. Хотя долгое время Джеки скрывал свое увлечение (а позже профессию) от родителей, не желая заставлять их переживать за сына. Выступать в автогонках Джеки Стюарт начал в команде Кена Тиррелла. Именно в союзе с "дядюшкой Кеном" шотландец добьется большинства своих побед. Их связывали на редкость, даже по тем временам, доверительные отношения. Пилот и менеджер обходились без контрактов, веря друг другу на слово. Но тогда "конюшня" Тиррелла была представлена лишь в младших "формулах". В 1964 году Стюарт привлек внимание многих своими успехами в британской "Формуле-3". Недостатка в предложениях не было, в том числе и от двух топ-команд "Лотоса" и "БРМ". Стюарт выбрал "БРМ" и не прогадал. В первом же для себя чемпионате Гран При Джеки побеждает на незачетном "Международном призе", официальном Гран При Италии и становится третьим по итогам чемпионата, уступив лишь Кларку и собственному напарнику по "БРМ" - Хиллу. Переход на трехлитровые двигатели с 1966 года был очень сложен для британских команд. Стюарт выиграл, правда, первый же этап в Монако, но когда пелотон переместился на более скоростные трассы, оказался далеко от лидеров. В Спа-Франкоршаме он попадает в очень тяжелую аварию. Сам факт аварии и то, что гонщика потом положили на больничный пол, усыпанный окурками, заставил шотландца начать борьбу за повышение мер безопасности автогонок. Он во многом изменил стереотип пилота Гран При. Одни, как Жаки Икс, готовы были рисковать жизнью на трассе, другие просто боялись говорить об опасностях, не желая сомнительной славы трусов. Стюарт же не стал строить из себя бесшабашного рыцаря, которому все равно, сколько частей его тела доедет до финиша. Без сомнения, борьба за безопасность спасла в будущем жизнь не одному человеку так или иначе причастному к автогонкам. Фактически, не сумев подготовить новый двигатель H-16, команда "БРМ" уступила место на вершине. Следующий год был еще более разочаровывающим. Слишком сложный и ненадежный 16-цилиндровый двигатель не давал проявиться таланту Стюарта в полной мере. За весь сезон Джеки сумел лишь дважды финишировать. И эти финиши оба были на подиуме! Неудивительно, что Стюарт принял решение покинуть команду. В "Формулу-1" пришла французская компания "Матра". Помимо заводской, была и частная "конюшня" старого знакомого Джеки - Тиррелла. После гибели Джима Кларка именно Стюарт был главным соперником Хилла в чемпионате. Одержав 3 победы (столько же и у Хилла) шотландец все же проиграл титул. Но если Грэм Хилл в силу объективных обстоятельств не смог снова участвовать в борьбе за чемпионство, то Стюарт только набирал силу. В 1969 году он наголову разгромил всех своих конкурентов, выиграв 6 из 11 гонок. Естественно, это принесло ему первый титул Чемпиона мира. Уход "Матры" подвигнул Тиррелла на строительство собственного автомобиля. Но создание первого "Тиррелла" затягивалось и команда начала сезон на шасси "Марч". И начала достаточно успешно. Поул в первой же гонке, победа во второй - замечательное начало для дебютанта "Формулы-1". Потом творение четверки энтузиастов (один из которых нынешний президент ФИА Макс Мосли) стало подводить своих пилотов в гонках. Под занавес сезона Стюарт вывел на трассу первый "Тиррелл". Снова поул и снова Джеки сходит в гонке. Тот сезон был в большей мере работой на перспективу. Которая наступила очень скоро. Как и два года назад, получив надежный автомобиль, Стюарт легко выигрывает титул. (Для сравнения: в сезоне-1971 шотландец 6 раз выигрывал гонки, 6 раз стартовал с поула и трижды установил лучшее время круга, набрав 62 очка. У вице-чемпиона Петерсона 33 очка, без единой победы, поула и быстрого круга). Партнер Стюарта - многообещающий француз Франсуа Север побеждает впервые в карьере (и, увы, в последний раз) и занимает третью строчку итогового протокола. На следующий год Стюарт уже не чувствует себя столь комфортно. Титул у него отбирает молодой пилот "Лотоса" Эмерсон Фиттипальди. Хотя борьба опытного шотландца и молодого бразильца получилась очень упорной. Но даже победы Джеки в двух последних гонках сезона не дали ему третьего титула. Именно Стюарт и Фиттипальди разыграли титул 73-го года. Причем их вторые номера - Север и Петерсон соответственно, были не так уж и далеко. Стюарт снова досрочно выигрывает сезон и по окончании сезона решает уйти. Да и финальный Гран При сезона в Уоткинс-Глене должен стать 100-й гонкой в карьере шотландца. Круглая цифра в графе "Гонки", рекорд по победам (Стюарт опередил своего соотечественника Кларка, одержав 27 побед) - достойное завершение славной карьеры. Но на тренировке перед гонкой погибает второй пилот "Тиррелла" - Франсуа Север. Стюарт принимает решение не участвовать в соревновании. Таким скомканным и трагичным вышел финал карьеры Джеки. Повесив шлем на гвоздь, Стюарт не прекратил активную деятельность. Он поддерживал тесные связи с "Фордом", его сын - Пол, не став автогонщиком калибра отца, основал собственную команду. "Конюшня" младшего Стюарта одно время была непобедима в младших классах автогонок. А в середине 90-х годов отец и сын приняли смелое решение войти в "Формулу-1". Молодую команду поддержал "Форд". Подиум в первом сезоне стал наградой за упорный труд. А на Большом Призе Европы-99 Джонни Херберт приносит единственную победу команде "Стюарт". По завершении того сезона владельцы полностью продают "конюшню" "Форду". Трехкратный чемпион не стал победителем сезона в роли тим-менеджера, но зато осуществил выгодную сделку. Ведь он продал не бедный и умирающий проект, (как не чужой для Джеки "Тиррелл", ставший "БАРом"), а крепкого середняка пелотона. Стрелок, автогонщик, борец за безопасность, коммерсант и менеджер - все это очень много для человека, который с детских лет болеет дислексией и с трудом пишет и читает. |
Родился: |
11.06.1939 |
Милтон, Дамбартоншир, Шотландия |
Сезонов в Ф1: |
Лет в Ф1: |
||
Гран При: |
Старты: |
99* |
|
|
|
*не стартовал: |
|
Победы: |
подряд: |
3 |
|
Подиумы: |
подряд: |
5 |
|
Поул-позиции: |
подряд: |
2 |
|
Первый ряд: |
подряд: |
6 |
|
Быстрые круги: |
подряд: |
4 |
|
Лучший финиш: |
Лучший старт: |
||
Дубли: |
Хет-трики: |
||
Лидирование старт/финиш: |
Большие шлемы: |
||
Круги: |
лидирования: |
||
Километры: |
лидирования: |
||
Очки: |
за один сезон: |
71 |
|
|
|
подряд: |
6 |
Год |
Команда |
Шасси |
Owen Racing Organisation |
BRM P261 |
|
Owen Racing Organisation |
BRM P261 |
|
|
|
BRM P83 |
Owen Racing Organisation |
BRM P115 |
|
|
|
BRM P261 |
|
|
BRM P83 |
Matra International |
Matra MS10 |
|
|
|
Matra MS7 |
|
|
Matra MS9 |
Matra International |
Matra MS10 |
|
|
|
Matra MS80 |
|
|
Matra MS84 4WD |
Tyrrell Racing Organisation |
March 701 |
|
|
|
Tyrrell 001 |
Elf Team Tyrrell |
Tyrrell 001 |
|
|
|
Tyrrell 002 |
|
|
Tyrrell 003 |
Elf Team Tyrrell |
Tyrrell 003 |
|
|
|
Tyrrell 004 |
|
|
Tyrrell 005 |
|
|
Tyrrell 006 |
Elf Team Tyrrell |
Tyrrell 005 |
|
|
|
Tyrrell 006 |