История Формулы 1

Большие призы

4.4 Silverstone

Сильверстоун является самым "заслуженным" автодромом Англии - из 52 проведенных на британских островах Больших Призов 34 раза их принимала эта трасса (12 раз этой чести удостаивался Брэндс-Хэтч, 4 - Эйнтри и 2 - Бруклендс). Сильверстоун возник на основе аэродрома Royal Air Force, переданного после войны за ненадобностью английскими ВВС Королевскому автомобильному клубу. Второго октября 1948 года на новом автодроме состоялся первый послевоенный розыгрыш British Grand Prix. Менее чем через полтора года, 13 мая 1950 года, на трассе Сильверстоун в присутствии короля Георга VI прошли первые гонки первого чемпионата мира - соревнования на Большой Приз Европы. Помимо этапов Grand Prix World Championship на Сильверстоуне проводился розыгрыш International Trophy для машин Формулы-I.

На протяжении своей "жизни" автодром несколько раз перестраивался - изменялась конфигурация трассы, появлялись новые повороты и "chicane" (= франц. "крючок", объезды, устраиваемые для снижения скоростей на длинных прямых участках дороги или на "скоростных" поворотах).

http://www.f-1.ru/history/gif/f1_10.gif

· Длина круга: 1950-1951 гг. - 4648 м; 1952г.-апрель 1975 г. - 4710 м; апрель 1975г.-1986 г. - 4718 м; 1987-1990 гг.- 4777 м; 1991-1993 гг.- 5224 м; 1994-1996 гг.- 5057 м; 1997 г. - 5143 м; 1998 г. - 5140 м.

· Рекорд трассы - 1:24,475 = 219,05 км в час (Михаэль Шумахер на Ferrari 310B, 1997 год).

· Максимальная средняя скорость, показанная победителем соревнований, - 233,63 км в час (Ален Прост на Ferrari 641/2, 1990 год).

Большой Приз Аргентины
(Gran Premio de la Republica Argentina)

Большой Приз Аргентины вошел в зачет чемпионатов мира в 1953 году. В немалой степени этому способствовало внимание, которое проявлял тогдашний аргентинский президент Хуан Перон к автомобильному спорту. Кроме того, этот вид состязаний пользовался в стране огромной популярностью - напомним, что еще в конце 40-х годов в Аргентине проходила ежегодная серия гонок "Temporada", собиравшая лучших пилотов мира, а для празднования победы Хуана Фанхио в чемпионате мира 1951 года власти объявили три выходных дня, и весь народ с присущим латиноамериканцам энтузиазмом ликовал по этому поводу. Аргентинский Gran Premio включался в календарь мировых первенств вплоть до 1960 года, когда из-за финансовых трудностей (Перон к этому времени уже 5 лет находился в изгнании) организаторы состязаний были вынуждены отказаться от проведения гонок чемпионатов мира.

В 1971 году соревнования на Большой Приз Аргентины возобновились на трассе Буэнос-Айрес. Эти гонки, не входившие в зачет мирового первенства, выиграл Крис Эмон на Matra-Simca MS 120. Со следующего года и вплоть до 1982 года аргентинский этап являлся неотъемлемой частью чемпионатов мира. Политическая и экономическая ситуация, сложившаяся в Аргентине после Фолклендской войны, вновь заставила FISA вычеркнуть эти соревнования из календаря Grand Prix World Championship. Уйти из Формулы I просто, но вернуться гораздо сложнее и только лишь через 14 лет, в 1995 году, Gran Premio de la Republica Argentina в третий раз стал этапом мирового первенства.

5.1. Buenos-Aires

El Autodromo 17 de Octobre (17 октября 1946 года - дата прихода к власти президента Перона), построенный городскими властями Буэнос-Айреса для проведения гонок, входящих в зачет чемпионатов мира, был открыт 09.03.1952 года и менее чем через год на нем были проведены первые состязания сезона 1953 года - Gran Premio de la Republica Argentina.

Автодром 17 октября представлял сеть дорог, которые в различных комбинациях - как между собой, так и в сочетании с прилегающими к трассе Avenida General Paz и Avenida Riccheri - давали более полутора десятков различных "колец", обозначаемых номерами. Так, на дистанции N 2 проводились гонки 1953-1960 гг., на дистанции N 9 - гонки 1972-1973 гг., на дистанции N 15, называемой к этому моменту Autodromo Almirante Brown, - гонки 1974-1981 гг. Дистанция N 6, доведенная до необходимого уровня безопасности, с 1990 года именуется Autodromo Oscar Alfredo Galvez (Оскар Гальвес был знаменитым на южноамериканских трассах аргентинским гонщиком конца 40-х годов) и на ней прошли состязания 1995 - 1997 гг.

Трасса в Буэнос-Айресе - технически сложная и потому относится к числу "среднескоростных" - максимальные скорости прохождения одного круга составляют около 170 км в час.

http://www.f-1.ru/history/gif/f1_11.gif

· Длина круга: дистанции N 2 (1953-1960 гг.) - 3911 м дистанции N 9 (1972-1973 гг.) - 3345 м дистанции N 15 (1974-1981 гг.) - 5968 м дистанции N 6 (1995-1998 г.г) - 4259 м.

· Рекорд трассы N 6 - 1:28,179 - Александр Вурц на Benetton B198-Plylife, 1998 год.

Максимальная средняя скорость, показанная победителем соревнований: 200,72 км в час (Нельсон Пике на Brabham BT49C-Cosworth, 1981 год) на дистанции N 15; 164,61 км в час (Жак Вильнев на Williams FW19-Renault, 1997 год) на дистанции N 6.

Большой Приз Бельгии
(Grand Prix de Belgique)

Бельгия, бывшая страной-пионером в деле проведения кольцевых гонок в Европе (Арденский Приз 1902 года), организовала розыгрыш своего первого национального Grand Prix в 1925 году на трассе под городком Спа, известного своими минеральными водами. С 1950 года бельгийский этап стал почти непременным участником Grand Prix World Championship. Вплоть до 1970 года он проходил в Спа, но затем, пока эта трасса реконструировалась и боролась с экономическими трудностями, Grand Prix de Belgique разыгрывался в Цольдере и Нивелль. В 1983 году "омоложенная" и укоротившаяся Спа-Франкоршамп вновь приняла состязания чемпионата мира и, оттеснив Цольдер, стала единственным местом борьбы за Большой Приз Бельгии.

6.1. Nivelles-Baulers

Построенная в 30 км южнее Брюсселя, трасса лишь два раза (в 1972 и в 1974 гг.) становилась местом проведения гонок чемпионатов мира и оба раз успех на ней сопутствовал Эмерсону Фиттипальди.

Нивелль в плане напоминал старый Зелтвег. Длинная прямая "старт-финиш", заканчивавшаяся пологим, 60-градусным поворотом, переходящим в следующую прямую, позволяла развивать достаточно высокие скорости. Однако 120-градусный поворот в конце "грушевидной" части трассы и 180-градусный малого радиуса перед выездом на финишную прямую существенно снижали среднюю скорость прохождения круга.

Трасса, как и Зелтвег-1, была технически малоинтересной, что в немалой степени способствовало ее банкротству в октябре 1977 года.

http://www.f-1.ru/history/gif/f1_13.gif

· Длина круга - 3723 м.

· Рекорд трассы - 1:11,31 = 187,95 км в час (Дэнис Хальм на McLaren M23 -Cosworth, 1974 год).

· Максимальная средняя скорость, показанная победителем соревнований, - 182,38 км в час (Эмерсон Фиттипальди на Lotus 72D-Cosworth, 1972 год).

6.2. Spa-Francorchamps

Созданная Жюлем де Трие, трасса Спа-Франкоршамп, расположенная в 40 км восточнее Льежа, вступила в действие в 1921 году. Тремя годами позже на Спа началось проведение 24-часовых гонок, которые представляют для нас интерес только тем, что дважды в них добивались успеха россияне - в 1928 году Борис Ивановский, а в 31-м князь Дмитрий Георгадзе (первый в стартовом листе был заявлен как представитель Франции, а второй - как представитель несуществующей тогда России). В 1925 году в Спа прошел розыгрыш первого Grand Prix de Belgique, закончившийся победой Аскари-старшего на Alfa-Romeo P2, а 18 июня 1950 года трасса впервые приняла этап Grand Prix World Championship. C 1950 по 1970 гг., а также с 1985 и по наши дни кольцо, проложенное среди лесистых холмов предгорий Арденн и Франкорскими полями, являлось и является монополистом в области проведения бельгийского этапа чемпионатов мира.

Долгое время (1921 - 1978 гг.) трасса Спа-Франкоршамп представляла в плане подобие треугольника, образованного тремя дорогами общего пользования, между которыми были проложены соединительные участки.

Длина круга за эти годы неоднократно менялась и равнялась:
14980 м - в 1925 году
14861 м - в 1930-1933 гг.
14948 м - в 1934-1937 гг.
14578 м - в 1939-1956 гг.
14177 м - в 1957 году
14096 м - в 1958-1978 гг.

Перепад высот между самой высокой и самой низкой отметками кольца составлял 180 метров. Самый большой прямой отрезок дистанции длиной около 3 км находился на участке между 5-м и 8-м километрами (участок Мальмеди - Ставело). Он располагался на 2-процентном спуске. Самым трудным участком трассы являлся (и является) северный, 120-градусный поворот La Source, к которому ведет затяжной, длиной более 2 км подъем, а за ним следует крутой (почти на 40 м) спуск к линии "старт-финиш". Большинство остальных поворотов имело большие радиусы и профилированные виражи, что позволяло развивать на них высокие скорости (рекорд старой трассы - 3:27,4 = 244,68 км в час - установил Крис Эмон на March 701-Cosworth в 1970 году).

В 1979 году была закончена коренная реконструкция трассы и через 4 года она вновь принимала участников мирового первенства. Новый Франкоршамп укоротился до 6949 м - теперь в районе Мальмеди дорога делала 180-градусный поворот и шла на север к Спа. После серии 90-градусных поворотов новая трасса соединялась со старой в районе Бьяншимона (Bianchimont). В течение 1980 - 1994 гг. кольцо несколько раз реконструировалось - переносилось место старта, появились объезды Bus Stop и Eau Rouge Chicane. Длина Спа несколько раз менялась, и вконец запутавшиеся в ее размерах владельцы трассы вынуждены были в 1986 году призвать для уточнения размера круга специальную комиссию Королевского клуба Бельгии. Несмотря на то, что трасса стала более сложной, это не отразилось на ее "скоростном" характере - средние скорости победителей по-прежнему превышают в сухую погоду 200-километровую отметку.

http://www.f-1.ru/history/gif/f1_14.gif

· Длина круга - 6974 м.

· Рекорд трассы - 1:51,095 = 225,98 км в час (Ален Прост на Williams FW15C -Renault, 1993 год).

· Максимальная средняя скорость, показанная победителем соревнований, - 217,80 км в час (Дэймон Хилл на Williams FW15C-Renault, 1993 год).

6.3. Zolder

Трасса Цольдер, расположенная среди лесов Фландрии, в 56 км восточнее Брюсселя, была открыта в 1965 году. Первая зачетная гонка мирового первенства на машинах Формулы I состоялась на ней в 1973 году и до 1984 года (включительно) Цольдер 10 раз принимал этапы Grand Prix World Championship. Кольцо - технически достаточно сложное - могло бы стать конкурентом Спа, но в начале 80-х годов владельцы трассы приняли сторону FISA, руководимой Жаном Балестром, в ее споре с Берни Экльстоуном, "серым кардиналом" Формулы I и руководителем FOCA (Formula One Constructors Association). В результате, после примирения враждующих сторон, пострадал Цольдер - Берни не забыл "обиды", нанесенной ему руководством трассы, и не продлил с ними договора о дальнейшем проведении гонок чемпионатов мира. В 1985 году Цольдер исчез из календаря Grand Prix World Championship, что многие из участников гонок Формулы I восприняли с известной долей облегчения, ибо в 1982 году репутация кольца была сильно подмочена гибелью во время тренировки Жиля Вильнева. В настоящее время на Цольдере проводятся гонки чемпионатов DTM и ITC, а также состязания машин Формул 3 и 3000.

http://www.f-1.ru/history/gif/f1_15.gif

· Длина круга: 1965 - 1972 гг. - 4185 м 1973 - 1974 гг. - 4219 м 1975 - 1985 гг. - 4261 м c 1986 года - 4193 м.

· Рекорд трассы (4261 м) для машин Формулы I - 1:19,294 = 193,45 км в час (Рене Арну на Ferrari 126C4, 1984 год).

· Максимальная средняя скорость, показанная победителем соревнований, - 186,99 км в час (Джон Уотсон на McLaren MP4B-Cosworth, 1982 год).

Большой Приз Бразилии
(Grande Premio do Brasil)

Первые гонки на Большой Приз Бразилии состоялись в 1972 году на трассе Интерлагос под Сан-Пауло. Победителем этих состязаний, не входивших в зачет мирового первенства, стал Карлос Ройтманн на Brabham BT34-Cosworth. В следующем году бразильский Grande Premio был включен в календарь чемпионата мира. В 1979 году, по окончании 5-летнего соглашения между владельцами Интерлагоса и FOCA, розыгрыш Большого Приза Бразилии переместился в Рио-де-Жанейро, на автодром Жакарепагуа. В конце 80-х годов, попав в тяжелое финансовое положение, владельцы Жакарепагуа вынуждены были вернуть права на проведение гонок мировых первенств Интерлагосу. Борьба за Большой Приз между бывшей столицей Бразилии и самым богатым городом страны закончилась в пользу денег. Из 27 Grande Premio do Brasil, проходивших в 1973 - 1999 гг., 10 было разыграно в Рио-де-Жанейро и 17 - в Сан-Пауло.

7.1. Interlagos (Autodromo Jose Carlos Pace)

Трасса, расположенная в 15 км на юг от Сан-Паулу, была открыта для проведения состязаний национальных первенств в 1940 году. Первые крупные международные соревнования - гонки машин Формулы 2 - состоялись на Интерлагосе в 1971 году. Еще через год здесь был разыгран первый Большой Приз Бразилии, а в 1973 году прошел этап чемпионата мира.

В конце 70-х годов гонки Grand Prix World Championship переместились в бывшую столицу Бразилии, и Интерлагос занял место на "скамейке запасных". Когда Жакрепагуа оказался на грани банкротства, руководство Интерлагоса и власти Сан-Пауло приняли энергичные меры по возвращению престижнейших соревнований в промышленный центр Бразилии. Прежний Интерлагос вызывал у гонщиков нарекания в части обеспечения безопасности, а зрители сетовали на недостаточную зрелищность состязаний из-за большой длины круга. В течение всего 6 месяцев Интерлагос был капитально перестроен - длина кольца сократилась почти вдвое, план трассы стал более простым, что обеспечило проезд спасательных служб к любой точке трассы, на длинной прямой перед поворотом N 3 был устроен "крючок", снизивший скорость болидов перед входом в кривую с 280 до 150 км в час. По мнению Айртона Сенны, одним из первых протестировавшего новый Интерлагос, кольцо стало "самым безопасным в мире". Реконструированный автодром получил и новое название - Autodromo Jose Carlos Pace, в честь бразильского гонщика Карлоса Пасе, выигравшего в 1975 году Grande Premio do Brasil и погибшего в авиакатастрофе двумя годами позже. Как прежний, так и новый Интерлагос принадлежит к числу довольно "быстроходных" - средние скорости прохождения дистанции составляют здесь 180...190 км в час.

http://www.f-1.ru/history/gif/f1_16.jpg

· Длина круга: 1954-1979 гг. - 7958 м 1980-1989 гг. - 7873 м 1990-1996 гг. - 4325 м 1997-1999 гг. - 4292 м.

· Рекорд трассы (4325 м) - 1:18,455 = 198,38 км в час (Михаэль Шумахер на Benetton B194-Ford, 1994 год).

· Максимальная средняя скорость, показанная победителем соревнований, - 192,91 км в час (Жак Вильнев на Williams FW19-Renault, 1997 год).

Главная

Рекорды

История F1

Используются технологии uCoz